Никитина Галина Ивановна
(урожд. Чердынцева; наст. имя Прасковья) (1877—?) — арт. оперы (меццо-сопрано и контральто).
Окончила Киев. гимназию.
С 1901 выступала в Харьков. опере. В 1905—06 и 1911 —13 солистка моск. Большого т-ра, в 1907—10 — петерб.
Мариинского т-ра (дебютировала в партии Ратмира — "Руслан и Людмила"). В сезоне 1910/11 пела в петерб.
Нар. доме (антр. Н. Фигнера).
В 1912 выступила в Париже (Рус. библиотека Тургенева), где исп. романсы М. Мусоргского и С. Рахманинова.
Обладала красивым по тембру голосом с сильным низким регистром.
Незаурядное дарование певицы — "носительницы удивительного голоса" — отмечал Ф. Шаляпин, по совету к-рого она была принята в Большой т-р. Лучшая партия — Лукреция Борджа. "...У Никитиной — Лукреции ценно, что ее игра доходит до зрителя, доходит трагический образ Лукреции — страдающей женщины-матери.
Эмоциональность ее игры, близкая к тому, что традиционно называется "нутром", местами шла несколько вразрез с общим планом построения роли, чуждым психологизма, но для зрителя это было убедительно" (Андреев Б. Рабочий и театр. 1924. № 6. С. 6—7). Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Кончаковна, Авра, Лель, Ольга ("Евгений Онегин"), Басманов ("Опричник"), Солоха ("Черевички"), Ангел; Кармен, Зибель, Далила, Чека, Эрда ("Зигфрид" и "Золото Рейна"). Партнеры: М. Кузнецова-Бенуа, А. М. Лабинский, М. Маркович, А. Панина, Д. Смирнов, И. Тартаков, Ф. Шаляпин.
Пела п/у А. Бернарди, Э. Крушевского.
Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1907—09).