Недзвецкая Элеонора Анатольевна

(р. 11.02.1940) — спец. по соц. филос., филос. образования и педагогике; канд. филос. наук, доц. Род в Москве.

Окончила Моск. гос. заочный пед. ин-т (1967); работала лаборантом Ин-та биофизики АМН СССР, методистом в павильоне "Народное образование" ВДНХ СССР, с 1970 на кафедре филос. ИППК МГУ (асс., ст. преп., доц.); была соискателем на кафедре филос. ИППК МГУ (1983—1985). Канд. дисс. — "Методологическая и мировоззренческая роль наглядности в преподавании философии" (1985). Подготовлена докт. дисс. — "Философия образования как научная дисциплина". Науч. интересы Н. сосредоточены в обл. теор. и методол. проблем творч. деятельности преп. высш. школы. Н. обосновывает положение о филос. образования как прикладной филос. дисциплине, тесно связанной с гносеологией, этикой и соц. филос. Важное место в новой филос. образования занимает пед. деятельность как особый передаточный механизм соц.-пед. системы практики об-ва и как способ социокультурного воспроизводства человека как личности.

Одним из необходимых условий этого процесса является толерантность, анти-номизм мнений и способность педагога к установлению "единства в разнообразии". Особое внимание Н. уделяет принципу "соц. партнерство" и исследует его как принцип и условие эффективности деловых отношений в системе "педагог — студенты". Согласно Н., принцип "соц. партнерство" в пед. деятельности можно рассматривать как филос.-мировоззренч., как этич. и как социокультурный.

Качественными особенностями этого принципа являются сотрудничество, выдержка, самообладание во взаимодействиях, умение понимать т. зр. партнеров, отличную от своей, в деловых решениях.

Соц. партнерство как принцип и условие эффективности деловых отношений через воспитательную функцию пед. деятельности может выполнять соц.-гуманные и демокр. функции по стабилизации об-ва. Соч.: Педагогические деловые игры как практическая форма реализации социального творчества преподавателей // Молодежь и творчество: социально-философские проблемы.

М., 1998; Диалог как необходимый элемент социального творчества педагога // Историзм и творчество.

Ч.2. М., 1990; Философия и духовный мир личности // В. МГУ. Сер.7."Философия". 1997. № 3; Научное познание как основа организации познавательного процесса студентов // Сб. научных трудов МИФИ. М., 2000; Диалектика диалога как вида педагогического общения. // Актуальные вопросы диалектики: историко-философские аспекты.

М., 2000.