Нечаев Александр Петрович
— писатель.
Род. в 1870 г.; окончил курс спб. университета по историко-филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват-доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 г. был командирован на парижский психологический конгресс, где выступил с докладом: "Ueber die Gedachtnissentwickelung bei Schulkindern". Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства.
В 1900 г. основал при спб. университете психологический кабинет.
В 1902 г., уйдя из университета (вследствие столкновения с проф. А. И. Введенским), основал лабораторию экспериментальной педагогической психологии при педагогическом музее, в Петербурге.
При его ближайшем участии в 1904 г. были основаны первые в России педологические курсы (для изучения человека, как предмета воспитания).
Пропагандируя идею экспериментально-психологического обоснования педагогики, Н. читал публичные лекции в Петербурге и провинции, руководил, по приглашению земств, общеобразовательными учительскими курсами в нескольких городах, сотрудничал в журналах.
С 1904 г. состоит председателем комиссии имени К. Д. Ушинского при спб. педагогическом обществе и редактором отдела педагог. психологии в журнале "Вестник психологии, крим. антроп. и гипнотизма". Сочинения Н., изданные отдельно: "Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения" (СПб., 1901), "Наблюдения над развитием интересов и памяти в школьном возрасте" (СПб., 1901), "Труды по эксперим. педагогической психологии" (СПб., 1902), "Очерк психологии для воспитателей и учителей" (СПб., 1903, 2-е изд. 1904), "Ассоциация сходства" (СПб., 1905), "Ueber Memorieren" (Берлин, 1902), "Ueber Auffassung" (Берл., 1904). {Брокгауз} Нечаев, Александр Петрович тайн. советн., моск. почетн. опекун 1808—1827 г. {Половцов} Нечаев, Александр Петрович (24.10.1870—06.09.1948) — психолог и философ, один из основоположников экспериментальной психол. в России.
В 1894 окончил С.-Петерб. ун-т. Получил степень магистра филос. в Новороссийском ун-те. Командировался за границу с науч. целью. Приват-доц. филос. и психол.
С.-Петерб. ун-та (1897—1902 и с 1906). Основал при Петерб. ун-те психол. кабинет (1900). В 1904 при его участии основаны первые в России педологич. курсы. Являлся проф. и президентом Пед. академии, преподавал в Императ.
Александровском лицее, в Коммерческом училище, на пед. курсах С.-Петерб. учебного округа, на Высших пед. курсах об-ва экспериментальной педагогики, а также на Высших пед. курсах при Гл. управлении военных учебных заведений.
Был предс. Об-ва экспериментальной педагогики, основателем и зав. лабораторией экспериментальной пед. психол.
Издавал "Книжки педагогической психологии" (Кн.1—11, 1905—1910), "Ежегодник экспериментальной педагогики" (1908—1914) и др. Иссл. индивидуально-психол. различия, разрабатывал вопросы пед. психол.
Считал, что вся система обучения должна быть "выведена" из данных экспериментально-психол. изучения учащихся.
По инициативе Н. в 1906—1916 состоялись 5 Всеросс. съездов по пед. психол. и экспериментальной педагогике.
После революции 1917 работал в науч. учреждениях и вузах Москвы.
В посл. годы жизни — в Семипалатинске; работал в пед. ин-те. Соч.: Ассоциация сходства.
СПб., 1905; Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения.
Т.[1]—2. 2-е изд. СПб., 1908—1912; История философии для начинающих изучать эту науку. М., 1914; Память человека и ее воспитание. 2-е изд. М.—Л., 1930.