Нариманов Нариман
Нариманов Н. [1870 (по уточненным данным) — 1925] (автобиография) — род. в Тифлисе в 1870 г., в бедной семье, рос в ранние годы под влиянием матери, отличавшейся в высокой степени отзывчивостью к нуждам и страданиям других.
Отец занимался мелкой торговлей. 12-ти лет Н. поступает в Горийскую учительскую семинарию; здесь в атмосфере строгого пансионного режима идет его образование.
Он выдается своими успехами; любимым предметом его становится психология.
Здесь же начинается его литературная деятельность: первые два акта его драмы "Невежество" написаны в стенах семинарии.
Мысли о предстоящей педагогической работе в деревне вели от будущих питомцев, крестьянских детей, к самой крестьянской массе и ее темноте, отсюда — зарождение пьесы. По окончании семинарии он получает место учителя в селе Гизиль-Аджалу Тифлисской губ. Он впервые знакомится с крестьянской жизнью, с ее отсталостью во всех отношениях.
Под впечатлением этих наблюдений он перерабатывает и дополняет свою пьесу и дает в ней изображение крайнего невежества тюркского крестьянства и его отношения к образованию.
Убийство Александра II застало Н. в младших классах семинарии, но тем не менее произвело на него громадное впечатление и оказало большое влияние на его последующее политическое развитие.
Он все носился с вопросом: "почему убили царя?" Только уже в старших классах один из близких товарищей, грузин, дает ему какое-то воззвание к народу.
Он начинает понимать то, что так долго стояло перед ним загадкой.
Под этими впечатлениями является мысль дать массам хоть некоторое изображение существующего режима, и он переводит на тюркский язык "Ревизора" Гоголя, который еще в старших классах семинарии, наряду с Достоевским, Толстым и Лермонтовым, стал его любимым писателем.
Прослужив год в сельской школе, Н. назначается в частную прогимназию в Баку, где развивает широкую литературно-общественно-политическую деятельность.
Богатейший капиталистический центр в Закавказье — Баку, — с его преобладающим отсталым тюркским населением, отсутствие в достаточном количестве интеллигентных сил потребность разрешения неотложных вопросов, выдвигаемых жизнью, отсутствие всякой периодической печати (в 1890 г. не разрешали издавать газеты на тюркском языке) — все это заставляет Н. больше всего заниматься культурной работой.
Он открывает впервые в мусульманском мире — в Баку — народную общедоступную библиотеку-читальню, куда собирает пожертвованные русские и тюркские книги для чтения; чтобы получить даром газеты для мусульман, он пишет в константинопольских и калькуттских газетах корреспонденции.
Через короткое время библиотека-читальня приобретает симпатии мусульманского населения, которое, не имея своей газеты, с жадностью бросается на константинопольские и индостанские газеты, в особенности на калькуттскую "Абдул Матин", более либеральную в то время среди мусульманских газет. Очень скоро библиотека-читальня делается культурным центром не только для Баку, но и всего Закавказья.
Сюда приезжают из других городов Закавказья, знакомятся с постановкой дела. Тут же происходят совещания работников по культурной части среди тюрок, читаются новые произведения на тюркском языке, происходят репетиции благотворительных спектаклей в пользу бедных учеников и студентов.
Принимая во всем этом живейшее участие, Н. свободное время — ночи — проводит над составлением необходимых учебников или же пишет драмы, повести или статьи в газеты.
К этому времени относятся: 1) его учебники: грамматика тюркского языка, самоучитель тюркского языка для русских и самоучитель тюркского языка для тюрок; 2) литературные произведения: "Наданлык" (Невежество), "Длин Беласи" (Беда от языка), "Надир-Шах" (историческая драма), "Бегадир и Сона" (роман) и перевод "Ревизора". В то же самое время Н. был активным сотрудником "Переводчика", единственной в то время газеты в России, которая издавалась на русском и тюркском языках в Бахчисарае, а также выступает в главных ролях в спектаклях с благотворительной целью. После 10 лет такой работы Н., считая себя недостаточно подготовленным для широкой общественной работы, решает, 30-ти лет от роду, готовиться к выпускным экзаменам в гимназии, чтобы продолжать образование.
Получив аттестат зрелости, Н. поступает в 1902 г. на медицинский факультет Новороссийского университета.
Выбирает этот факультет в духе заветов матери — оказывать помощь страдающим.
Первые три года все внимание Н. было сосредоточено на научных занятиях, только иногда он пишет корреспонденции в "Переводчик". 1906—1907 гг. Н. в водовороте революции; он избирается курсовым старостой и проводит все университетские забастовки.
Во время забастовок в Баку (1906 г.) Н. находился там; наряду с тем он принимал близкое участие в газете "Иршад" (Путь), помещает свои известные в то время фельетоны на политические темы, вначале под названием "Пятничные беседы", а потом, в газете "Геят", — "Хафта Ферьяды" (Недельные крики). Нельзя тут не отметить один эпизод, характеризующий среду, в которой приходилось Н. работать.
В это время происходил съезд тюркских учителей Закавказья.
Н. избирают вторым председателем съезда (первым был Гасанбек Меликов, известный публицист-националист).
По жела нию съезда все политические вопросы разбирались под председ.
Н. На одном из заседаний съезда разбирался вопрос относительно национального самоопределения.
Съезд единогласно принял предложение Н. Это постановление съезда показалось Меликову чересчур революционным и, чтобы оказать давление на съезд, он на другой день приглашает на съезд всемогущего тогда миллионера Г. З. Тагиева.
Тагиев взял слово и сказал: "Вчерашнее ваше решение указывает на то, что съездом руководят недальновидные люди вроде Н. Вы знаете, кто такой этот Н. Он в кармане не имеет ни одной копейки, учится на мой счет, а тут смеет произносить революционные речи и вводить вас в заблуждение.
Я прошу отменить вчерашнее решение, так как оно бросает тень на всю нацию перед правительством". При гробовом молчании съезда Н. отвечает: "Товарищи, в числе других стипендиатов Г. Тагиева нахожусь и я, но я не знал, что Тагиев помогает бедным учащимся для того, чтобы они не имели своего мнения.
Если до сих пор Тагиев помогал студентам для того, чтобы жить только мнением Тагиева, то во всяком случае я не могу молчать там, где нужно кричать.
Никому я не давал права и не позволю за презренный металл заставить меня молчать в то время, когда другие в это же время не только открыто говорят, но проливают свою кровь за освобождение от царского гнета. Перед всем съездом я с радостью отказываюсь от стипендии Тагиева, чтобы быть свободным от тиранов нашего времени". После этих слов Н. весь съезд встает, как один человек, и устраивает ему овацию.
Г. Тагиев, конечно, не ожидавший такого исхода, покидает собрание. — В это же примерно время Н. основал персидскую соц.-дем. партию "Ичтмаюн Амиюн", которая в короткое время настолько окрепла, что считалась тогда руководящим органом в революционном движении Персии.
После прекращения забастовок Н. возвращается в университет и опять в качестве старосты продолжает свою научную и политическую работу в стенах университета.
Политическая его работа здесь ограничивается борьбой с черносотенными профессорами Новороссийского университета, во главе с Левашевым, ректором университета.
Н. кончает медицинский факультет, несмотря на ненависть черносотенной профессуры, и на память от курсовых товарищей за три года борьбы с черносотенными профессорами получает богатейший набор для акушерских операций.
Н. приезжаете Баку в 1908 г., но оказывается, что Гази Тагиевым, влиятельнейшим гласным думы, дан приказ никуда не принимать Н. Не имея средств открыть кабинет, Н. покидает Баку и переселяется в Тифлис для работы в лечебнице.
Спустя месяц Н. арестовывают за пропаганду среди персидских рабочих в Баку и сажают в Метехский замок. Спустя семь месяцев Н. высылают в Астрахань на 5 лет. Здесь он продолжает литературную и политическую работу.
В тюркской газете "Бурхон Таракки" Н. помещает статьи на научные и политические темы, читает лекции на тюркском языке, печатает брошюры: "О холере", "О чахотке", "О женском вопросе". Вместе с Шаумяном и Хумаряном Н. является идейным руководителем газеты "Астраханский Край", хотя основатель газеты и был либералом.
Недовольный идеями, проводимыми в газете, основатель ее прекратил отпуск денег, и газета закрылась.
В это время открывается в Астрахани Народный университет, куда Н. избирается сначала тов. председателя, а затем председателем.
В секретари Н. приглашает Шаумяна, и в Народном университете начинается новая политическая жизнь. Вопреки желанию губернатора Н. избирают в гласные городской думы. Отбыв ссылку, Н., с разрешения наместника Кавказа, переезжает в 1913 г. в Баку, где с новой энергией начинает работать в местных газетах, но скоро редакции отказываются принимать его статьи ввиду революционности их содержания.
Н. усиленно начинает заниматься научной и литературной работой, пишет повести: "Пир", "Священный очаг", "Дядя" (где изображается Г. Тагиев как благотворитель), переводит "Казнь" Ге. Подпольная политическая работа шла в организации "Гуммет" до 1917 г., и в этом же году "Гуммет" сливается с партией большевиков.
Н. снимается партией с должности врача и получает ряд ответственных постов.
В 1918 г. он член Сов. Нар. Комисс. — комиссар городского хозяйства и вместе с тем редактор партийной газеты "Гуммет". От трудной работы Н. лишается одной ноги, и по совету врачей его везут на астраханские грязи. Несколько оправившись, он назначается комисс. народ. просвещения.
В это же время Н. пишет свое воззвание, распространенное в Азербейджане в тысячах экземпляров: "С каким лозунгом мы идем на Кавказ". В 1919 г. Н. вызывается партией в Москву для доклада об Азербайджане и остается здесь работать в качестве заведующего восточным отделом при Наркоминделе и затем заместителем народ. комисс. по делам национальностей.
Н. помещает в газетах свои воззвания к народам Востока и письмо к Неджмеддину в Дагестане.
В 1920 г. Н. — председатель Азербейджанского Револ. ком., а затем председатель Совета Нар. Комисс.
Азербейджанской республики.
В этой должности Н. отправляется делегатом на Генуэзскую конфер., по возвращении откуда избирается председ.
Союзного Совета Закавк. республик, а затем председателем Центр. Исп. Ком. Союза ССР. Литературная работа Н. ограничивается в это время помещением статей в газетах "Известия" и "Бакинский рабочий". С 1923 г. Н. принимается за литерат. работу.
Им написаны за это время на тюркском языке "Ленин и Восток" (перев. и на узбекский язык), "Путь к коммунизму" и "Национ. вопрос". [Н. Н. скоропостижно скончался 19 марта 1925 г. в Москве.] {Гранат} Нариманов, Нариман [1871—1925] — азербайджанский, тюркский писатель, крупный общественный деятель, член ВКП(б). Первый пред, азербайджанск. совнаркома [1920—1922]. Род. в крестьянской семье. Был сельским учителем, а по окончании мед. фак-та — врачом.
Нариманов — крупный тюркский романист и драматург; выступал как видный представитель народничества в литературе, примыкая к реалистическому направлению, возглавлявшемуся знаменитым тюркским драматургом Ф. Ахундовым.
Произведения Н. появились задолго до Октябрьской революции и отразили национально-освободительное и демократическое движение среди тюркских масс, начавшееся с 1905 года. Главные произведения Нариманова: "Бахадур и Сона", "Пир", "Надир-шах" и "Шамдан-бек". В драме "Надир-шах" выходец из бедной семьи Надира, став во главе восставших против шаха войск, пытается использовать захват власти в целях проведения демократических реформ, но гибнет в борьбе с духовенством и бюрократией.
Роман "Бахадур и Сона" выдвигает идею армяно-тюркского единения; здесь Н. показывает на фоне армяно-тюркского национального антагонизма гибель влюбленных — героя романа, тюрка Бахадура, и героини, армянки Соны. В повести "Пир" Н. выступает против религии, бичует фанатизм и разоблачает духовенство царской России.
Это произведение — один из лучших: образцов агитационно-пропагандистской, антирелигиозной литературы.
Писатель отражал в своих произведениях этапы борьбы за раскрепощение Востока, Все творчество Н. в целом активно содействовало развитию и распространению революц. идей среди широких тюрко-татарских масс. По своей художественной манере Н. — реалист-бытовик с публицистическим уклоном.
Октябрь выдвинул Нариманова как крупного революционера и пропагандиста революции на Востоке.
В деле народного просвещения Азербайджана Н. сыграл особенно крупную роль, способствовав организации ряда школ, тюркского театра и т. д. С именем Н. тесно связан созыв первого всесоюзного тюркологического съезда.
Н. был членом ЦИК СССР. Он умер на посту председателя ЦИК. Библиография: I. Собр. сочин., под ред. М. Павловича, 2 тт., М., "ЗиФ", 1926. II. Павлович М., Памяти Н. Нариманова, журн. "Новый Восток", М., 1925, № 7; Тюpакулов Н., По Ленинскому пути, там же; Гурко-Кряжин В., Н. Нариманов и Восток, там же; Вельтман С., Н. Нариманов — бытописатель Востока, там же. Предисловия Агамалы-Оглы, В. Гурко-Кряжина и С. Вельтмана к указ, выше "Собр. сочин.". М. Кулиев. {Лит. энц.}