Мысливченко Александр Григорьевич
(р. 23.09.1924) — спец. по филос. антропологии и истории заруб. и отеч. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Сумы (Украина).
Окончил МГИМО (1951), филос. асп. МОПИ (1957). С 1958 по наст.вр. работает в ИФ АН СССР (ныне РАН), с 1973 по 1990 — зав. сектором, в наст. вр. — ст. н.с— консультант.
Одновременно (с 1973) ведет пед. работу в качестве проф. филос. ф-та МГУ. Канд. дисс посвящена критике нем. экзистенциализма (1958), докт. дисс. — по ист. филос. в Швеции (1969). Отв. ред. и соавтор трудов "Современная философия и социология в странах Западной Европы и Америки" (М., 1964); "Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии" (М.,1975); "Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах" (М., 1984); "Диалектический и исторический материализм" (2-е изд. М., 1988); "Западная социал-демократия: поиск обновления в условиях кризиса" (М., 1998) и др. Ему принадлежат общая ред. и послесловия к переводам на рус яз. трудов В.Холличера ("Личность и гуманизм". М., 1981), Н.Ирибаджакова ("Критика метафизического разума". М., 1983), Т.Ярошевского ("Размышления о человеке". М., 1984). В центре иссл. М. — идея создания целостной концепции человека, диалектика сущности и существования человека, соотношение в нем биол. и соц. (монография 1972). Предложил свою интерпретацию феномена внутр. свободы человека.
Выступил зачинателем систематических иссл. развития филос. мысли в странах Скандинавии, восполнивших пробел в отеч. науке (монография 1972). Иссл. методол. проблемы ист.-филос. страноведения.
Внес вклад в разработку истории отеч. филос. сов. и постсов. периодов (60—90-е гг.). Автор ряда статей в ФЭ, БСЭ, ФЭС, НФЭ. М. — автор глав по истории филос. в Германии, Нидерландах, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии в "Истории философии" (т.III, V, VI, М., 1959—1965). Соч.: Критика экзистенциалистского понимания свободы // ВФ. 1963. № 10; Экзистенция и бытие — центральные категории немецкого экзистенциализма // Современный экзистенциализм.
М., 1966; Датский философ о проблеме обобщения // ВФ. 1967. № 7; Русско-немецкие связи (XV — первая половина XVIII в.) // История философии в СССР. Т.1. М., 1968; Из истории распространения маркс. философии в Швеции // ФН. 1968. № 6; Исследование истории философии в скандинавских странах // ВФ. 1969. № 8; Методологические проблемы историко-философского страноведения // Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. М., 1970; Проблема свободы в экзистенциализме // Философия марксизма и экзистенциализм.
М., 1971; Человек как предмет философского познания.
М., 1972; Философская мысль в Швеции.
М., 1972; Проблема человека в марксистско-ленинской философии.
М., 1973; Человек как объект науки и философии // Наука в XX в. Т.5. Париж, 1978 (на франц. яз.); Методологические проблемы исследования человека в философии // ВФ. 1981. № 7; Лукач о проблемах человека в системе культуры // Докса. Будапешт, 1986. № 8 (на венг.яз.); Проблемы и тенденции развития маркс. философии в зарубежных странах // ФН. 1988. № 5; Человек как объект изучения философии и частных наук // Философская концепция человека.
М., 1988 (на англ. яз.); Идея создания целостной концепции человека // Человек в системе наук. М., 1989; К интерпретации роли Г.Лукача в развитии марксистской философии // Актуальный Лукач. Будапешт, 1989 (на нем. яз.); Человеческое измерение социального прогресса // Пути социального прогресса.
М., 1991; Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке.
М., 1991; Мятежный апостол свободы // Н.А.Бердяев.
Философия свободного духа. М., 1994; Философия и наука // История Дании. М. Кн.1, 1996; Кн.2, 1998; Философские парадигмы "западного марксизма"; генезис и классификация // К. Маркс и современная философия.
М., 1999; Экзистенциально-персоналистичес-кая философия Н.А.Бердяева // История русской философии.
М., 2000; Новые тенденции и направления в философских исследованиях (60—90 гг. XX в.) // Там же; Западная социал-демократия: тенденции обновления и модернизации // ВФ. 2001. № 11.