Мстиславский Сергей Дмитриевич
[1879—] (псевдоним Масловского-Мстиславского) — современный писатель.
Род. в семье проф. Военной академии.
Окончил в 1901 СПб университет.
С 1904 — в партии эсеров.
В 1905 — председатель боевого рабочего союза, член ЦК всероссийского офицерского союза, участвовал в подготовке вооруженного восстания в Петербурге и Кронштадте; был в заключении в Петропавловской крепости [1910—1911]. В Февральскую революцию — в штабе восстания; как комиссар петроградского совета был командирован для ареста Николая II и его семьи. При расколе партии эсеров вошел в ЦК левых эсеров.
После убийства Мирбаха вышел из партии левых эсеров и вошел в ЦК украинских боротьбистов.
С 1921 — беспартийный.
В центре творческого внимания М. — проблема участия героя-индивидуалиста, выходца из аристократического или буржуазного общества, в революции.
Эта проблема раскрывается М. в различных аспектах.
В полубиографическом романе "Крыша мира" [1905] Мстиславский рассказывает о поездке буржуазного студента с научно-антропологической целью ("охота за черепами") и его превращении в своеобразного революционера-бунтаря.
Революционность героя носит индивидуалистический характер.
Роман обильно насыщен экзотикой, фантастикой, многочисленными приключениями и пр. Прогрессивные тенденции дореволюционного творчества М., выразителя мелкобуржуазной интеллигенции, не возвышались до подлинно революционных требований.
Следующий роман "На крови" переработан затем в пьесу. Автобиографический образ "Товарища Михаила" — эсера — дан в двух планах: с одной стороны — аристократическое общество, выходцем из которого он является, с другой стороны — рабочая среда, боевики, террористы.
М. обосновывает эту двуликость своего героя "протеизмом", якобы дающим ему психологическую возможность оставаться самим собой в любых условиях, — объяснение маловероятное и идеологически неверное. "На крови" не дает подлинного отражения революции 1905: пролетариат показан здесь сравнительно слабо. В центре действия романа — светский быт, критика этого быта и портреты отдельных террористов.
В романе "Союз тяжелой кавалерии" [1929] Мстиславский показывает крупную буржуазию и царских приближенных, которые попытались "похитить" Романовых и восстановить в России монархию.
Схематично и бегло обрисовывает Мстиславский рост политической сознательности представителя солдатской массы Мартьянова.
Так же упрощенно изображаются Мстиславским и важнейшие исторические события.
В романе "Без себя" [1930] ярко показан ряд значительных событий гражданской войны на Украине (Киев) в 1919. М. создает увлекательную фабулу, живо изображает события войны. В центре внимания стоит фигура комсомольца Шурика, который во многом еще остается раздвоенным интеллигентом, не обладающим твердым "внутренним компасом". В своих высказываниях (речь на дискуссии Моск. отд. ВССП в 1931) М. призывает советских писателей "не к писанию, а к творчеству жизни", заявляя: "Именно здесь — в воле к творчеству жизни — лежит для меня рубеж между старым интеллигентским и пролетарским писательством: художественно слабые произведения ударников зачастую бывают значительнее произведений высококвалифицированных литературных мастеров именно потому, что в них есть этот волей к творчеству жизни зажженный пафос". Мстиславский призывает писателей к активному участию в практике соцстроительства, к освоению больших идей эпохи. В книге "Черный Магома" [1932] включающей два рассказа о старой уходящей Аварии, М. творческой практикой доказывает свою включенность в соцстроительство.
Показ процесса советизации аварского нагорья, ломки застарелой вражды аварцев высокогорья к "плоскости", к городу разрешен М. в образах большой социальной и художественной значимости.
Свойственные раннему творчеству М. экзотика, фантастика, авантюрность фабулы не имеют места в рассказах об Аварии, в которых своеобразие изображаемого края передано посредством реалистических картин классовой борьбы двух лагерей — трудящегося населения Хунзаха во главе с партийным и советским руководством, с одной стороны, и шейхами, муллами и крупными барановодами — с другой.
Мстиславскому удалось создать выпуклый образ командира красных партизан.
Библиография: I. На тропе, Роман о моей жизни, кн. I. Крыша мира, изд. "Недра", М., 1925; То же, изд. 2-е, Гиз, М. — Л., 1927; То же, изд. 3-е, Гиз, М. — Л., 1930; На крови, Роман с послесловием Ульрих, Гиз, М. — Л., 1928; То же, изд. 2-е, "Федерация", М., 1930; Союз тяжелой кавалерии, Роман, Гиз, М. — Л., 1929; Без себя, Роман, изд. "ЗиФ", М., 1930; Измена Магомы (отрывки из "Повести о Черном Магоме"), изд. акц. изд. об-ва "Огонек", М., 1931; Черный Магома, Рассказы о старой уходящей Аварии, изд. "Федерация", М., 1932; Потерянный и возвращенный халат, "Красная новь", 1932, № 5; Как подпоручик завоевывал Индию, "ЛОКАФ", 1933, № 4; Последний солдат, там же, 1933, № 8, и др. II. Отзывы о "Крыше мира": Hусинов И., "Книгоноша", 1925, XVIII; Локс К., "Печать и революция", 1925, VII; Виленская Н., "Октябрь", 1925, IX; "Смена", 1927, № 117, 25 мая. Отзывы о "На крови": А. Е., "Новый мир", 1928, VII; Pузеp Л., "Красная новь", 1928, VII; Балашов К., "Комсомольская правда", 1928, 1 сент.; М. О., "Изв. ЦИК СССР", 1928, 31 марта. Отзывы о "Черном Магоме": Ермаков И., Сказка о "Новой Аварии", "Книга и пролетарская революция", 1933, II. Б. Гроссман. {Лит. энц.}