Мравина Евгения Константиновна

(по мужу Корибут-Дашкевич) — известная русская певица, дочь инженер генерал-майора Мравинского, род. в 1864 г. Образование получила в СПб. Екатерининской гимназии.

Готовилась к сцене под руководством И. П. Прянишникова, затем в Италии.

На сцене СПб. Мариинского театра с 1886 г. Обладает лирическим сопрано, прекрасно выработанной техникой и сценическим талантом.

В ее репертуаре до 30 партий, из которых главные: Людмила, Антонида, Тамара, Татьяна, Снегурочка, Джульета, Виолетта, Розина, Эльза. М. неоднократно пела за границей, всегда с большим успехом. —ский. {Брокгауз} Мравина, Евгения Константиновна (собственно Корибут-Дашкевич) — хорошая оперная певица (сопрано), род. 1866 в СПб., пению училась у Прянишникова, позднее недолго у Арто в Берлине и Бакса в Париже; 1885 дебютировала в Италии в "Риголетто" (Джильда), а в следующем году в той же партии на сцене СПб. Мариинской оперы, где с тех пор и поет с успехом.

М. неоднократно выступала также в концертах в СПб., Москве и провинции, а также в Берлине (Singakademie) и Лондоне. {Риман} Мравина, Евгения Константиновна (Мравина — сцен. псевд.; урожд. Мравинская; по мужу Корибут-Дашкевич) [4(16).2.1864, Петербург — 12(25).10.1914, Ялта] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица Сестра А. Коллонтай.

Род. в семье инженера — генерал-майора К. Мравинского, который был осужден за помощь революционерам, готовившим покушение на царя. В 1878—79 жила с родителями в Болгарии, где участвовала в благотворительных концертах.

Образование получила в петерб.

Екатерининской гимназии (была солисткой хора, часто выступала в концертах).

По совету Ю. Абазы в 1883—86 брала уроки пения у И. Прянишникова, затем совершенствовалась в Италии; дебютировала 7 авг. 1885 в партии Джильды в г. Витторио-Венето, близ Венеции.

С 1886 ежегодно брала уроки у Д. Арто в Берлине, а также в Париже у М. Маркези и А. Бакса (в течение трех лет). В 1886—1900 солистка петерб.

Мариинского т-ра. Неоднократно гастролировала в Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", 1891 и 1892, в операх "Гугеноты", "Травиата", "Марта", "Фауст", "Ромео и Джульетта"; за успешные выступления была удостоена звания "Солистка Ковент-Гарден"), в Константинополе, Вене, Париже, в городах Бельгии и Италии, а также в Москве (Итал. опера, 1893, здесь пела в "Лоэнгрине" с А. Мазини) и Харькове (Оперный т-р Коммерческого клуба, 1901 и 1903). Обладала кристально чистым, ровным во всех регистрах голосом нежного "серебристого" тембра и широкого диапазона.

Верхний и средний регистры были ярче и звучнее, чем нижний.

Исп. отличалось исключительной музыкальностью, виртуозной ко-лор. техникой, высокой культурой.

Репертуар певицы включал 33 партии (колор., лирич., лирико-драм. и комич.). По свидетельству А. Коллонтай, "лучше всего ей удавались натуры чистые, целомудренные, но страстные"*. Придавая большое значение сцен. воплощению партий, в процессе работы обращалась за творческой помощью к арт. Александрийского т-ра Н. Сазонову и непродолжительное время брала уроки пластики и танцев у арт. балета А. Чистякова.

А. Глазунов писал о М.: "Г-жа Мравина — наша гордость, наша превосходная, единственная колоратурная певица, которую мы смело ставим наряду с первоклассными европейскими звездами вокального искусства, — обладает еще редким сценическим талантом". 1-я исп. партий: Донны Анны ("Жуан"), Оксаны ("Ночь перед Рождеством"), Аньесы Сорель ("Сарацин"), Княгини ("Горюша"); в Петербурге — Форнарины ("Рафаэль"); в Мариинском т-ре — Форнарины ("Рафаэль"), Мюзетты ("Богема"), Олимпии ("Сказки Гофмана"); на рус. сцене — Алисы Форд ("Фальстаф"), Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила", обе партии исп. в 1886), Снегурочка (впервые исп. в 1889) — эти партии вошли в историю рус. вокального исполнительства;

Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Маргарита Валуа и Манон — эти партии явились одними из лучших интерпретаций на рус. сцене; Марта и Бавкида ("Филемон и Бавкида", исп. только за границей).

Партии Маргариты ("Фауст"), Миньон, Манон и Лакме изучала в Париже под рук. композиторов Ш. Гуно, А. Тома, Ж. Массне, Л. Делиба.

Др. партии: Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Татьяна;

Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"). Матильда, Джильда, Виолетта, Миссис Форд, Микаэла, Эльза ("Лоэнгрин"). Партнеры: И. Ершов, А. Мазини, И. Мельников, И. Прянишников, братья Решке, Ф. Стравинский, И. Тартаков, Н. Фигнер.

Пела п/у А. Аренского, Э. Крушевского, К. Кучеры, Э. Направника, А. Рубинштейна.

Из-за разногласий с дирекцией имп. т-ров в 1900 оставила оперную сцену, посвятив себя конц. деят-сти. Ежегодно концертировала (с 1889 вместе с М. Долиной, с 1900 — с Н. Большаковым, К. Серебряковым, В. Майбородой, Н. Кедровым), в т. ч. в Курске, Орле, Киеве, Одессе, Николаеве, Харькове, Оренбурге, Томске, Иркутске.

В 1891 выступала с концертами в Берлине.

В 1903 во время гастролей по Сибири тяжело заболела и была вынуждена прекратить конц. деят-сть и поселиться в Ялте. Здесь прожила десять лет, изредка выступая в концертах и занимаясь благотворительной деят-стью. Камерный репертуар (ок. 100 произв.) включал арии из опер, романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, А. Серова, Ц. Кюи, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Э. Направника, И. Брамса, Ф. Листа. Певице посвятили романсы Н. Римский-Корсаков ("Дева и Солнце", 1898), Э. Направник ("Повеяло черемухой, проснулся соловей", ор. 59; 1895, впервые исп. в 1896), А. Спендиаров ("К луне", "Веселись, о сердце-птичка", ор. 13, № 1, № 2, 1906). Талант певицы высоко ценили А. Рубинштейн, Ц. Кюи, П. Чайковский (композитор выражал восхищение созданным ею образом Татьяны), Н. Римский-Корсаков (слушал арт. в партии Снегурочки), В. Стасов, Л. Шестакова (сестра М. Глинки), В. Вересаев.

В 1988 в Москве, в Центр. Доме актера им. А. А. Яблочкиной состоялся муз.-лит. вечер из цикла "Забытые имена", на к-ром была исп. композиция, посвященная Мравиной (автор М. Гроер). Соч.: Страничка из артистических воспоминаний // Женский сборник в пользу Ялтинского попечительства о приезжих больных и больных туберкулезом из действующей армии. — М., 1915. С. 55—57; То же // Сов. музыка. 1964. № 4. С. 99—100. Лит.: Звезды в лицах: Театральный альбом // Стрекоза (журн.) (СПб.). 1887; Юшков Н. Евгения Константиновна Мравина. (Биографический очерк). — Казань, 1895; Евгения Константиновна Мравина // РМГ. 1900. № 35—36; Иваск У. Г. Е. К. Мравина. (Некролог) // Рампа и жизнь. 1914. № 42; Старк Э. (Зигфрид).

Петербургская опера и ее мастера. 1890— 1910. — Л.; М., 1940. С. 25—29; Его же. Сценическая история опер П. И. Чайковского в быв. Мариинском театре // П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета им. С. М. Кирова. 1840—1940. — Л., 1941. С. 76—78; Вересаев В. В. Собр. соч. в 5 т. — М., 1961. Т. 5. С. 228; Коллонтай А. Из воспоминаний // Сов. музыка. 1964. № 4; Алексеева Е. Е.Мравина // Там же; Григорьева А. П. Е. К. Мравина: Материалы к биографии. — М., 1970; Ее же. Евгения Мравина в Ялте // Курортная газета (Ялта). 1975. 18 февр.; Вайнштейн Л. Евгения Мравина // Муз. жизнь. 1981. № 16; Северянин И. Трагический соловей // Встречи с прошлым. — М., 1982. С. 133—137; Эпштейн Евг. Трагический соловей // Муз. жизнь. 1988. № 13. С. 22.