Мозжухин Александр Ильич
[11(23).8. 1879 (в нек-рых источ. 1878) с. Киселевка Петров. у. Саратов, губ. — 1.7.1952, Аньер, близ Парижа] — арт. оперы (бас-кантанте) и камерный певец. Брат киноактера И. Мозжухина.
Род. в крестьянской семье. Окончил Пензен. духовное уч-ще и семинарию.
В 1900 поступил в моск. Муз.-драм. уч-ще, где три года обучался игре на скрипке у проф. Пресса и у В. Безекирского.
Одновременно в течение полутора лет брал уроки пения у проф. Ю. Вишневецкой, под рук. к-рой разучил пять оперных партий и был принят в Моск. конс. (оперный кл. М. Медведева).
Не закончив муз. образования, с 1905 начал выступать в оперных т-рах, гл. обр. в провинции.
В 1906—07 пел на сцене моск. т-ра Солодовникова (антр. М. Максакова), затем — в Казани (1908, 1909), Саратове, Самаре.
В 1909 дебютировал в партии Мельника ("Русалка" А. Даргомыжского) на сцене моск. Большого т-ра, позднее выступал в Тифлисе, Петербурге (1911 — 14, Т-р муз. драмы). В последующие годы гастролировал в Одессе (1915), Киеве (1916, 1917), по городам Сибири (1916), Москве (1922/23, Опера С. Зимина), Петрограде (Нар. дом), Екатеринбурге (1923), Тифлисе и Баку (1925). Обладал звучным, ровным во всех регистрах голосом мягкого, теплого тембра, первоклассной вокальной техникой, высокой муз. культурой (искусство тонкой фразировки, владение тембровыми красками, имел яркую сцен. внешность.
Исп. отличалось темпераментной драм. игрой. "Мозжухин живет на сцене, он играет словно пиршествует на сцене, увлекаясь ролью, переживает с задуманным им образом все его положения, драматические и комические.
Всюду во всех ролях тонкая вдумчивость, игра, задуманный образ вырастает и создает художественное впечатление благодаря счастливому сочетанию природных средств с тонкостью интуиции и образцовой техникой". 1-й исп. партий: в Петрограде Белидора ("Беатриса"); на рус. сцене — Клингзора и Амфортаса ("Парсифаль", сцен. пост.). Лучшие партии: Борис Годунов, Кочубей.
Ганс Закс, Дон Базилио ("Севильский цирюль-ник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан, Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Варлаам, Досифей, Олоферн, Собакин, Додон, Сальери, Иуда, Томский, Гремин, Орлик ("Мазепа" П. Чайковского), Светлейший ("Черевички"), Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Алеко ("Алеко" С. Рахманинова);
Мефистофель ("Мефистофель"), Кардинал ("Жидовка"), Шонар ("Богема"), Нилаканта, Цунига, Сэр Джон Фальстаф, Робинсон, Миракль, Дон Кихот, Вотан ("Валькирия"); в оперетте — Гаспар ("Корневильские колокола" Р. Планкета).
Партнеры: Е. Вронская, М. Веселовская, П. Журавленко, С. Левик, Л. Липковская.
Пел п/у М. Бихтера и др. М. был также выдающимся камерным певцом.
С 1904 принимал участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, с 1914 выступал преимущественно как камерный певец. В 1921 организовал и был пред. Общества любителей камерной музыки.
Гастролировал с концертами в Тифлисе, Казани, Ярославле, Саратове, Н. Новгороде, Иркутске, Красноярске, Томске, Харькове, Ташкенте, Ревеле (ныне Таллинн).
Разнообразный камерный репертуар включал произв.
Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Р. Вагнера, X. Вольфа, И. Брамса, М. Равеля, М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, А. Бородина, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, Р. Глиэра, А. Глазунова, М. Гнесина, С. Василенко. 1-й исп. ряда романсов С. Танеева (выступал под аккомпанемент композитора), А. Спендиарова (баллада "Рыбак и фея", 1912, Павловский вокзал), А. Гречанинова ("Смерть"), Ю. Конюса ("Крокодил"), М. Левина ("Детские песни") и др. Особое место в репертуаре певца занимало творчество М. Мусоргского.
М. был страстным пропагандистом творчества композитора, тонким интерпретатором многих его произв. ("Блоха", "Баллада", "Виденье", "Колыбельная Еремушки", "Классик", "Раек", "Пирушка"). В концертах певцу аккомпанировала его жена К. Карини.
В 1923— 24 совершил турне по Европе (Швеция, Норвегия, Дания, Германия, Бельгия, Франция, Англия, Италия; май — сент. 1923) и Америке (окт. 1923— май 1924), в 1924—25 гастролировал в Китае (Шанхай) и Японии (Токио, Осака, Киото). С 1926 жил за границей, выступал в оперных т-рах Риги, Парижа, Вены в партиях Бориса Годунова, Владимира Галицкого и др.; в 1936 блестяще исп. на сцене париж. т-ра "Опера комик" партию Дон Кихота ("Дон Кихот"). Но в основном выступал с концертами, гастролируя по странам Европы: Франции, Англии, Италии, Испании, Австрии (в 1929 в Вене пел партию Мефистофеля в "Осуждении Фауста" Г. Берлиоза п/у В. Фуртвенглера), Венгрии, Чехословакии, Югославии, Бельгии, Греции, Румынии.
Записывался на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1914), в Японии ("Ниппонофон", 1925). М. был в дружеских отношениях с известными деятелями искусства — И. Билибиным, А. Куприным, Сашей Черным.
Имеются портреты певца худож. Кованцева, М. Рундальцева, Г. Костетти, М. Вербова, M. Данькевича.
Соч.: Лапицкий как режиссер // Театр. 1923. № 9. С. 3; Моя жизнь от рождения.
Моя автобиография.
Мое детство.
Как я сделался артистом (рук., 1940—1950-е гг.); статьи: Творчество артиста;
Что нового в советской музыке? (рук., 1938); стихотворения (рук.). — в НИО ЛГИТМиК, ф. 86; Архив певца — в ЦГАЛИ, ф. 2626. Лит.: Концерт Мозжухина // Биржевые ведомости. 1914. 11 февр.; Коптяев А. "Вечер Мусоргского" А. Мозжухина // Там же. 1916. 14 ноября;
Его же. Пропагандист русского романса // Жизнь искусства. 1922. № 12; Его же. Вечер "Кружка друзей камерной музыки" [концерт А. Мозжухина] // Там же. 1922. № 18; Solus. А. И. Мозжухин // Искусство. 1916. № 4—5. С. 15; А. И. Мозжухин // Там же. 1917. № 1—2. 15; Кузьмин М. А. И. Мозжухин, как певец камерный // Жизнь искусства. 1921. № 752—754. С. 1; Вечер песни А. И. Мозжухина // Петрогр. правда. 1922. 9 июля; Каратыгин В. Концерт А. И. Мозжухина // Вестник театра и искусства. 1922. № 20. С. 7—8; Бекар. Концерт Мозжухина // Красная газета. 1923. 5 янв.; Бугославский С. Вечера камерного пения // Зрелища. 1923. № 35. С. 12; Mузалевский В. А. И. Мозжухин // Жизнь искусства. 1925. № 35; Александр Ильич Мозжухин: Отзывы музыкальной критики. — Ново-Николаевск, 1925; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М.; 1962. С. 602, 645, 646; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 93, 112.