Мосин Александр Григорьевич
[3(16).10. 1871, с. Шестерня Херсон. губ., ныне Широковско-го р-на Днепропетров. обл. — 9.9.1929, Киев] — арт. оперы (лирико-драм. тенор). Засл. арт. УССР (1928). Род. в семье учителя нар. школы. Образование получил в Херсон. учительской семинарии.
Пению обучался в 1893—97 в Моск. конс. (кл. Е. Лавровской), к-рую окончил с малой серебряной медалью; дебютировал в оперном Товариществе Н. Унковского.
Позднее выступал в Тифлисе, Ярославле, Ростове, Петербурге (Частная опера, антр. У. Гвиди, 1902; Нар. дом, антр. А. Аксарина, 1903—05, 1910—18), Киеве (1905— 08, 1927—29). В 1908—10 солист моск. Большого т-ра (дебютировал 20 февр. 1907 в партии Радамеса).
Позднее выступал в оперных т-рах Тбилиси (1923—25), Харькова (1925—27) и Одессы.
Звучание голоса певца, по свидетельству современников, на протяжении творческого пути менялось: "Будучи очень музыкальным и выразительным актером, он имел суховатый звук голоса с носовым оттенком... В звуке Мосина совершенно исчезли неприятные носовые обертоны и вместо них появился хорошо маскированный звук, направляемый ровно распределенным дыханием.
Умелое дыхание и верная механика диафрагмы позволяли Мосину достигать чисто инструментального пиано, а форте певца не было криком — верное чутье подсказывало ему предел звучности" (Н. Боголюбов)*. Репертуар певца включал св. 50 партий. 1-й исп. партий: Фитцгерберта ("Потемкинский праздник"), Белидора ("Мададжара"), Каштанова ("Взрыв"); в Петербурге — Бастрюкова ("Сон на Волге"), Вронского ("Анна Каренина"); в Киеве — Энцо ("Джоконда"), Хлопуши ("Орлиный бунт"), Дюфрена ("Заза"); в Одессе — Хлопуши.
Др. партии: Торопка, Собинин, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Самозванец, Руальд, Агафон, Владимир Дубровский, Лыков, Садко, Берендей, Вакула ("Ночь перед Рождеством" и "Черевички"), Герман ("Пиковая дама"), Бастрюков ("Воевода"), Княжич Юрий, Нерон ("Нерон"), Микола ("Рождественская ночь"); Фауст ("Фауст" и "Мефистофель"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Дон Карлос ("Дон Карлос"), Рудольф ("Богема"), Хозе ("Кармен"), Рауль, Иоанн Лейденский, Самсон, Канио, Калаф, Лоэнгрин, Тангейзер.
Партнеры: Л. Андреева-Дельмас, К. Антарова, Л. Балановская, К. Брун, Р. Горская, Л. Балановская, К. Брун, Р. Горская, Е. Де-Вос-Соболева, М. Литвиненко-Вольгемут, В. Лосский, Л. Савранский, П. Тихонов, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев.
Пел п/у У. Авранека, М. Голинкина, Э. Гранелли, Э. Купера, Дж. Пагани, И. Палицына, В. Сука, Б. Яновского.
В концертах исп. романсы рус. композиторов, в т. ч. П. Чайковского и С. Рахманинова.
Ли т.: Боголюбов Н. Н.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 264—263; Стефанович М. Київський державний ордена Ленїна академічний театр опери та балету УРСР им. Т. Г. Шевченка: Историчний нарис. — Київ, 1968. С. 88.