Момджян Карен Хачикович
(р. 21.09.1948) — спец. по соц. филос. и общей социол.; д-р филос. наук, проф. Род. в Ереване.
В 1971 окончил филос. ф-т МГУ, в 1974 — асп. того же ф-та. С тех пор работает на филос. ф-те МГУ: в должности асс., ст. преп., проф.; с 1989 — зав. кафедрой соц. филос. Канд. дисс. — "Анализ теории социокультурных суперсистем в философ-ско-исторической концепции П.Сорокина" (1975); докт. дисс. — "Концептуальная природа исторического материализма: актуальные проблемы исследования" (1989). Под ред. М. вышла колл. монография "Общество как предмет социально-философского исследования" (М., 1987). Он является ред. материалов всес. конф. "Социальная философия в конце XX века" (М., 1991). Осн. темы иссл. М.: методол. проблемы обще-ствознания, специфика соц.-филос. познания об-ва; субстанциональная специфика социума; соц.-филос. концепция деятельности; принципы структурно-функционального анализа соц. систем; проблемы филос. истории и историософии России; совр. интерпретация соц. филос. К.Маркса.
М. развивает идею деятельнос-тного подхода к соц. реальности, рассматривая все формообразования социума как модусы и атрибуты субстанции деятельности.
Им разрабатывается концепция об-ва как организационной формы самодостаточной деятельности людей, предложена многоуровневая модель соц. системы, в основе к-рой лежит типология необходимых форм деятельности.
Особое внимание М. уделяет проблемам концепт. природы соц.-филос. познания: им предложена модель "бинарной" филос.-социол. теории, предпринята попытка систематизации соц.-филос. категорий, рефлексивного изложения соц. филос. методом восхождения от абстрактного к конкретному.
М. исследует причины возникшего в совр. соц. теории "кризиса фрагментации", к-рый проявляется в беспрецедентном разбросе мнений о природе соц. реальности и способах ее филос. и социол. постижения.
В отличие от исследователей, считающих подобное состояние естеств. и неизбежным, М. ищет пути построения интегральной соц. теории, основанной на принципах взаимодополнения идей, к-рые несовместимы лишь в случае их концепт. абсолютизации.
М. разрабатывается многоуровневая система филос.-социол. знания, в рамках к-рой возможно неэклектическое сосуществование и взаимодействие рефлективных и валюативных парадигм познания, позиций "методол. коллективизма" и "методол. индивидуализма", универсалистских и сингуляристских трактовок об-ва, социоцентризма и антропоцентризма, концепций структурности и структурации, морфостазиса и морфогенеза, монистического и плюралистического подхода к детерминантам и доминантам соц. процесса и т.д. М. — один из победителей открытого конкурса "Гуманитарное образование в высшей школе", проведенного в 1992—1993 Гос. комитетом по высшему образованию и Междунар. фондом "Культурная инициатива" (уч. пос "Социум.
Общество.
История"). Соч.: Концептуальная природа исторического материализма.
М., 1982; Место исторического материализма в системе общественных наук. [В соавт.] // Исторический материализм как социально-философская теория.
М., 1982; Критика современной буржуазной социальной философии // Там же; Категории исторического материализма: системность, развитие.
М., 1986; Что такое общество? М., 1991; Исторические закономерности.
М., 1991; The fate of Marxism in post-totalitarian Russia // Democratization. Washington, 1992. № 2; Даже гений не может быть революционером и ученым сразу // Марксизм: pro и contra. M., 1992; Что такое общество? // Человек и общество.
Кн.1. М., 1993; "Анатомия" общества // Там же; Функционирование и развитие общества // Там же; Закономерности исторического процесса // Там же; Социум.
Общество.
История.
Ч.1. М., 1994; Состояние и перспективы отечественной социальной философии // Проблемы преподавания философии в высшей школе. М., 1996; Философия.
Учебник для вузов в 2 ч. [В соавт.]. М., 1996; Общество и история глазами философа // Философия.
Учебник для студентов вузов. В 2 т. М., 1997; Введение в социальную философию.
М., 1997; Философия.
Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования.
Учебник. [В соавт.]. М., 1999; Понятие общества // Обществознание.
Уч. пос. для поступающих в вузы. М., 1999; Человек.
Общество.
История // Обществознание.
М. 2000.