Молчанов Виктор Игоревич
(р. 12.05.1948) — спец. по заруб. (зап.) филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Ростове-на-Дону. Окончил филос. ф-т МГУ (1971). С 1971 по 1995 преподавал в Рост. гос. ун-те. В 1995—1996 — науч. работа в ун-те г. Вупперталя (Германия).
С 1996 проф. Росс. гос. гуманит. ун-та. Рук. Центра феноменологич. философии филос. ф-та РГГУ. Обл. иссл.: проблема сознания, проблема времени, феноменологич. филос.; рус. филос.; парадигмы в совр. филос. Принимал активное участие в изд. пяти сб. по феноменологии и герменевтике в Риге и Вильнюсе в 80-е гг., в создании ж. "Логос" (Москва).
В ж. "Логос" (1991, вып.1) опубликован перевод М. (с предисловием и примечаниями) статьи Гуссерля "Феноменология" из Британской энциклопедии.
Ряд статей М. опубликован на англ. и нем. яз. Рук. проекта "Русская Гуссерлиана" — изд. избр. соч. Гуссерля.
Переводчик "Лекций по феноменологии внутреннего сознания времени" (1994), 2-го тома "Логических исследований" (2001), "Картезианских медитаций" (2001). С начала 90-х гг. разрабатывает новую концепцию сознания как многообразия различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений и идентификаций различенного.
Мир рассматривается как сложнейшая иерархия границ опытов и предметностей и как коррелят первичного опыта различений.
Первичное различие — между различением (опытом), различенностью (миром) и различенным (предметным).
Последнее как тождественное выступает не в качестве предпосылки, но в качестве результата — приостановки различений.
Человеч. сознанию свойственна уникальная способность различать различия (самосознание) и различать типы и иерархии различий (рефлексия).
В концепции сознания как различения значение рассматривается прежде всего как свойство мира, а затем уже свойство предметов, образов или знаков.
Не сознание наделяет предмет значением, как бы испуская элементарно-ментальную частицу, к-рая достигает предмета, но предмет становится значимым, когда он, коррелятивно различению, обнаруживает свои функции на границе двух или нескольких опытов и контекстов.
Различение ориентации в мире — "работать", "обедать", "отдыхать" и т.д. делает значимыми соответствующие объекты.
Различение — подчеркивает М., это не образ, не знак, не предмет, но источник образа, знака, предмета (как различенного); значение быть знаком, быть образом, быть предметом основано на значении незнаковой, необразной и непредметной природы: значение как различие определяет возможный набор знаков — носителей этого значения, контуры образа или предмета, различая знак, образ и предмет.
Опыт различений, по М., характеризуют прежде всего несколько первичных различий: 1) различие между различением, различенностью и различенным; 2) различие между передним планом и фоном; 3) различие между нормой и аномалией.
Акцент на различении (первичный из всех передних планов) выделяет опыт в собственном смысле, его самоотнесенность (любое различение — это различение различий), то, что традиц. называют самосознанием; акцент на различенное™ выявляет коррелят абсолютной дискретности различения, а именно: различие дискретности и непрерывности как осн. свойство мира: речь идет о границах определ. опытов и контекстов и иерархии этих границ; акцент на различенном указывает на идентифицированный предмет, причем понятия трансцендентного и имманентного получают отчетливый дескриптивный смысл: различие различения и различенного характеризует трансцендентность предмета по отношению к опыту (различенное нельзя редуцировать к различению); различие между различенностью (опытов, контекстов) и предметом (различенным) характеризует имманентность предмета миру (предмет — всегда в определ. опыте и контексте).
Различие переднего плана и фона, их принципиальная "асимметрия" — источник такого опыта сознания как предпочтение.
В свою очередь, устойчивое предпочтение определ. переднего плана и забвение фона характеризует объективирующую функцию сознания, приостанавливающую дальнейшие контекстуальные различения и определяющую тем самым границы предмета.
Смысл объективности предмета достигается приостановкой различений.
Приостанавливаемые различения образуют не только иерархию предметности (различенного), но и создают иерархию диспозиций — предрасположенностей к определ. различениям, предпочтениям, идентификациям (Habitus), к-рые, с одной стороны, регулируют телесно-физиологич. существование человека, а с др. — позволяют возобновлять после перерыва (сон, отдых и т.д.) определ. ментальную или практич. деятельность, т. е. реактивировать определ. иерархию различий в рамках определ. опыта. Способность различать определяет способность направлять внимание, т. е. выделять и отдавать устойчивое предпочтение тому или иному различенному, а также предвосхищать, предвидеть и прогнозировать то, что может стать различенным, выделяя устойчивые переходы от определ. различений к определ. идентификациям как устойчивые тенденции.
Концепция сознания как различения и различения различий — основа аналитической феноменологии, исходное методол. различие к-рой — между интерпретацией и аналитикой опыта — является отправной точкой иссл. многообразия человеч. опыта, а также филос. учений, интерпретирующих или анализирующих ту или иную его сферу. Анализ, отличающий себя от интерпретации, был применен к текстам Гуссерля во вступительной статье М. к переводу 2-го тома "Логических исследований". Соч.: Априорное познание у Канта и Гуссерля // ВФ. 1978. № 10. Проблема времени в феноменологии и ее современные интерпретации // Там же. 1982. № 12; Время и сознание.
Критика феноменологической философии.
М., 1988; Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время // Проблемы сознания в современной западной философии.
М., 1989; Философия Хайдеггера и проблема сознания // Хайдеггер и современность.
М., 1991; Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. М., 1992. № 3; Cogito, синтез, субъективизм // ВФ. 1996. № 10; Феноменология в России // Словарь-справочник по русской философии М., 1996; Одиночество сознания и коммуникативность знака // Логос. 1997. № 9; Брентано, Гуссерль, Феноменология // Современная западная философия.
Словарь. 2-е изд. М., 1998; Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант // Феноменологическая концепция сознания: Проблемы и альтернативы.
РГГУ. М., 1998; Предпосылки и беспредпосылочность феноменологии // Логос. 1999. № 10; Предпосылка тождества и аналитика различий // Логос. 1999. № 11—12.