Мишин Василий Иванович
(р.12.02.1925) — спец. в обл. соц. филос. и прикладной социол.; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Лепня Нижегородской обл. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ (1951), асп. там же (1954). С 1954 по 1991 (с перерывом в 1974—1976, когда был зам. директора ИФ АН СССР) работал на кафедре филос. Горьковского (Нижегор.) ун-та, в течение 20 лет — зав. этой кафедрой.
Докт. дисс. — "Теория общественного прогресса в марксизме-ленинизме" (1976). М. организовал при кафедре филос. социол. лабораторию (1966), положившую начало развития прикладной социол. в Н. Новгороде; возглавил межвузовский семинар по изучению лен. методологии иссл., на основе работы к-рого (1970—1991) было издано 15 вып. Уч. зап. и подготовлен обширный "Ленинский словарь философских терминов". В публикациях М. анализируется взаимосвязь противоречий и соц. законов в ходе обществ. прогресса, выявляется механизм действия соц. законов, представляющий собой систему детерминации обществ. развития: условия жизни — потребности — интересы — цели — деятельность — изменение условий.
Законы есть не что-то внешн. по отношению к противоречиям, а необходимая связь между наиболее существенными, противоположными сторонами явления и поэтому воплощают объективную логику движения его противоречия.
Поэтому использование соц. законов призвано утвердиться как управление движением противоречий, вплоть до умения сознательно и гармонично соединять противоположности.
Такой подход позволяет избежать крайностей все еще популярных фатализма и волюнтаризма.
Законы истории реализуются всегда в деятельности миллионов через выбор целей и средств их достижения; поэтому они реально проявляются как тенденции, как направление развития, а время и формы реализации необходимости всецело зависят от активности людей — их ума, организованности, культуры.
Но вероятностный механизм деятельности соц. законов не означает исчезновения их объективности, как это кажется нек-рым иссл. (М.Туган-Бара-новский, К.Поппер и др.). Законы истории можно игнорировать, нарушать (ошибки в управлении, застой в развитии, контрреволюция, движение вспять и т.д.), но за этим неизбежно последует "наказание", т. е. непредвиденные и нежелательные последствия, вплоть до деградации и исчезновения отдельных цивилизаций и народов.
Следовательно, в процессе управления движением противоречий одинаково серьезного, ответственного отношения заслуживает не только уяснение действительного содержания необходимости, но и выбор оптимального варианта развития, а также адекватная организация деятельности людей. Соч.: Коммунизм и свобода // ВФ. 1965. № 1; Объективные законы истории и социальная активность // ФН. 1968. № 7; Социальные проблемы современной НТР. Горький, 1968; Социальная закономерность.
Горький, 1970; Общественный прогресс.
Горький, 1970; О границах производительного труда при социализме // ФН. 1971. № 6; Научно-техническая революция и общественный прогресс.
М., 1974; Задачи ускорения нравственного прогресса социалистического общества // Формирование духовного мира человека и НТР. М., 1977; Общественный прогресс // Марксистско-ленинская теория общественного процесса.
М., 1983; Использование объективных законов социализма как управление движением противоречий социализма // Научный коммунизм. 1984. № 2; Новое мышление и противоречия при социализме.
М., 1989; Устарел ли марксизм? Горький, 1990; Ленин: марксизм и русская идея. [В соавт.]. Н. Новгород, 1994; Общественный прогресс и выбор России.
Н. Новгород, 1996; Историческая необходимость и выбор России // Россия на пороге XXI века: проблемы государства, экономики и политики.
СПб., 1999; Выбор России и историческая необходимость.
Н. Новгород, 1999; Обществоведы в современной России // Интеллигенция России на пороге XXI века. Н. Новгород, 1999; Ленинская методология социального познания // Ленин и современная Россия.
Н. Новгород, 2000.