Мирный Панас
— псевдоним современного талантливого малорусского беллетриста, тщательно скрывающего свою фамилию.
Более крупные произведения его: "Лыхiй попутавъ" (повесть, 1872, в "Правде"; перепеч. в Киеве в 1886 г. в "Збираныци зъ ридного поля"), "По дорожже одъ Палтавы до Гадячого" (в "Правде", 1874), "Пяныця" (повесть в "Правде", 1874; перепеч. в "Збираныци"), "Лыхи люде" (в женевском журнале "Громада", 1877), большой роман "Хиба ревут волы, якъ ясла повны" (составленный М. совместно с Билыком; издан в Женеве в 1880 г.), "Повiя" (повесть в киевском альманахе "Рада", ч. I, 1883 и ч. II, 1884), "Як ведетця, такъ и живетця" (в "Раде", 1884), "Перемудрывъ" (комедия; 1886; вошла в "Збираныцю"), "Ловы" (в галицком альманахе "Ватра", 1887), "Казки про Правду и Кривду" (в галицкой "Правде", 1889) и историческая комедия "Лымеривна". См. "Очерки истории украинской литературы XIX в." Петрова (412—416) и подробнее в "Истории литературы русской" Огоновского (ч. III, отд. 2, стр. 697—811). {Брокгауз} Мирный, Панас (псевдоним Афанасия Яковлевича Рудченко) [1849—1920] — украинский писатель.
Род. в семье мелкого чиновника в г. Миргороде.
Сорок лет служил чиновником в полтавской казенной палате.
Печататься начал в 1872 в журнале "Правда" в Галиции.
Был под сильным влиянием Драгоманова.
Выступив продолжателем традиций украинского этнографически-бытового натурализма в духе Марко Вовчка, M. вскоре определился как реалист с уклоном к психологизму, эволюционируя в своем творческом развитии к социальной повести и роману.
Произведения М. раннего периода представляют очерки из жизни крестьянства и интеллигенции.
Уже в произведении "Лихі люди" Мирный проявляет симпатии к политическим воззрениям раннего Драгоманова, представлявшим собой смесь бакунизма и лавризма с либерализмом.
Выступая против развивающегося капитализма, идеологом которого в украинской литературе был в то время Левицкий-Нечуй, М. противопоставляет этому "духу предприимчивости" (капитализму) "вольные громады" (общины) — бакунински-анархические коммуны.
Эту тенденцию автор выражает устами близкого ему героя — Жука. Деревню М. противопоставляет неприемлемому для него городу — оплоту капитализма.
Отрицательное отношение к последнему характерно для его творчества в целом, но особенно это сказалось в большом романе "Повія" (Проститутка, 1883). Тема проституции как социального зла капиталистического общества разрабатывается писателем и в ряде более мелких произведений ("Лихий попутав", "Морозенко" и др.), но в этом романе получает углубленное синтетическое выражение. "Повія" — олицетворение капиталистического общества.
Социальный антагонизм между капиталистическим городом и деревней развернут в романе четко и конкретно.
Христя Притыкивна — героиня романа — вынуждена оставить деревню и отправиться в город искать работу.
Не найдя ее, она становится проституткой.
Капиталистический город в представлении М. полностью разлагается и в свою очередь разлагает деревню.
Своего расцвета М. достиг в романе "Хіба ревуть воли, як ясла повні" [1880], написанном совместно с его братом Иваном Рудченко (псевдоним Билык) на тему о капитализации и классовом расслоении деревни.
Жестоко эксплуатируемое крестьянство уподобляется в романе измученной скотине.
Оно лишь стихийно протестует против гнета помещиков и капиталистической эксплуатации деревни.
Герой романа — бедный крестьянин Чипка — после ряда тщетных попыток улучшить положение своей семьи и крестьянской бедноты становится разбойником и впоследствии ссылается в Сибирь, где и погибает.
Крестьянский стихийный протест у М. безнадежен.
Писатель не видит никакого выхода из положения.
Объективно роман М. указывает на то, что революционное движение крестьянства в отрыве от пролетариата и без его руководства не может увенчаться успехом.
Революция 1905 получила отражение в повести "Сні", где борьба крестьянства за землю показана в духе либерального народничества.
Творчество М. в целом испытало на себе влияние идеологии народничества, отражавшего интересы мелкого товаропроизводителя; однако следует заметить, что писатель, ясно осознавая необходимость наделения крестьян землей как неотложную задачу, все же не встал на революционный путь. Этот путь даже не привлекал творческого внимания писателя.
В периоды петлюровщины и гетманщины М. прокламировал себя сторонником Пеглюры ("Лит-ый архив", кн. I — II, стр. 78). Ряд еще не опубликованных произведений писателя хранится в одном из музеев на Украине.
Библиография: I. Твори, 3 чч., Київ, 1903—1907; Твори, Ред. и вступ. статья та примітки Iв. Ткаченко, тт. I, II, V, ДВУ, Харків, 1928. II. Петрob H., Очерки истории украинской литературы XIX ст., Киев, 1884; Огоновський О., История літератури руської, ч. 3, вып. II, Львів, 1893; Стешенко І., Панас Мирний, "Літературно-науковий вістник", 1914, кн. VII — VIII. Рецензии: Бойко В., "Критика", 1928, II; Пилипчук Д., Характерний зразок суб''эктивної соціології, "Літературна газета", 1929, № 12; Рудинська Е., Листи Василя Горленка до Панаса Мирного, 1883—1905, Київ, 1928 (Укр. акад. наук, "Збірник іст. філ. від."); Коряк В., Нарис історії української літератури, т. II, Харків, 1929. И. Т. {Лит. энц.}