Мицкевич Константин Михайлович
[Якуб Колас, Тарас Гуща, 1882—] — белорусский поэт, вице-президент Белорусской академии наук. Род. в Минской губ. в семье лесного сторожа.
Учился в Несвижской учительской семинарии.
С 1906 участвовал в так наз. "нашенивском" национально-демократическом движении (см. "Белорусская литература"). За участие в учительском съезде был приговорен к 3 годам заключения, которые отбывал в минской тюрьме [1908—1911]. Был мобилизован царской армией, окончил Александровское военное училище в чине подпоручика.
До 1921 учительствовал в Курской губ., откуда вернулся в БССР. Был членом Института белорусской культуры, а затем академии.
В 1926 в связи с 20-летним юбилеем поэта правительство БССР присвоило М. звание народного поэта. Популярным писателем М. становится после Октября.
К послеоктябрьскому периоду относятся ранее начатые и вновь написанные главные произведения писателя: "Новая земля", "Сымон Музыка", "У палесскай глушы" и др. Творческий подъем после Октября является разительным подтверждением того раскрепощающе-плодотворного воздействия, которое оказала пролетарская революция на культуру и литературу ранее угнетенных национальностей.
Выразитель идей и настроений широких трудовых масс середняцкого крестьянства, подымавшегося на борьбу с самодержавно-помещичьим строем, М. далеко не сразу и не прямо пришел к пониманию и приятию новой пролетарской Белоруссии.
Мировоззрение поэта было обременено различными националистическими пережитками буржуазно-демократического движения, в котором поэт принимал непосредственное участие.
На отдельных этапах борьбы (например в сб. "Водгульле") эти черты приближали писателя к буржуазно-националистической литературе.
Понадобился более чем десятилетний период успешного социалистического и национально-культурного строительства в Белоруссии под руководством пролетариата, чтобы Мицкевич приступил к пересмотру своих классовых и идейно-творческих установок.
В конце 1930 М. опубликовал свое письмо к Советской Белоруссии, в котором он признает свои прежние ошибки, заявляя, что он "категорически порывает с национал-демократизмом" (см. "Сав. Беларусь" от 14/ХII 1930). Выступление М. на литературную арену исторически совпадает с оживлением крестьянского и нац.-дем. движения Белоруссии — "нашенивства". Основным лозунгом этого движения, в частности литературного, было требование "вольной бацькаушчыны" ("свободной родины"), под которым разумелась культурно-национальная автономия для Белоруссии.
В литературе усиленно культивировалась национальная романтика и либерально-народническая идеализация белорусского мужика.
У М. мы находим следы этой идеологии уже в ранних его произведениях.
Первое стихотворение М. "Наш родна край" появилось в 1906 и было напечатано в радикально-демократической газете (вскоре закрытой) "Наша доля". В этом и в ряде других стихотворений, проникнутых народническим сочувствием к "краю сіроцс", М. выражает настроение широких трудовых масс белорусского середняцкого крестьянства в их борьбе с самодержавно-помещичьим режимом.
Национальный гнет, отсталость и нищета широких масс крестьянства толкают поэта в ряде стихотворений от моралистических позиций к революционно-политическому протесту.
Борьба порабощенных крестьянских масс против самодержавно-помещичьего режима иллюзорно преломляется в сознании поэта в форме восстания как бы "единого", сплошного "бедного края". Рисуя политическое бесправие белорусского мужика, М. обращается к "ворогам" — панам, угрожая им мужицкой расправой: "Ужо дауно вяроукі вас, паны, чакаюць". Мужик в восприятии М. есть синоним "белорусса", носителя политических и национальных идеалов.
В стихотворении "К белоруссам" М. бросает призыв: "Устаньте, хлопцы, устаньте братки.
Устань, ты, наша сторона.
Ужо глядзіць к нам на палаткі Жыцья новага вясна" (т. I, вып. II, стр. 139). Однако такие революционно-политические мотивы не являются основными в творчестве М. Они отражают лишь стихийный подъем крестьянских возмущений.
Реакция и социально-политическое вырождение национально-буржуазного ("нашенивства") движения после 1905 придает песням М. преимущественно пассивный сентиментально-народнический характер.
Первый сборник стихов М. носит характерное название "Песні жалобы" [1910]. От социально-политической тематики поэт уходит к интимно-лирическим мотивам.
Последние сменяются увлечением фольклорно-этнографическими мотивами.
Беллетристические сказки этого периода, выросшие на болотистой почве национализма, не представляют особой ценности; ряд стихов проникнут настроениями идейного распутья ("На раздарожны", "Вясною" и др.). В своей большой поэме "Новая земля", начатой в 1911, М. пытается найти выход для белорусской деревни в ее стремлении к "своей земле": он рисует образ крестьянина Михаила, энергично стремящегося "купиць землю, набыць свой кут" и фанатически добивающегося осуществления частнособственнического идеала.
Михаил умирает в непосильной борьбе, завещая лозунг борьбы за этот идеал своему брату. Поэму М. удалось закончить только в 1923, когда аграрная проблема уже была разрешена пролетарской революцией, указавшей крестьянству путь к коллективизации.
Поэма таким образом сохраняет свою ценность важного исторического документа, где реалистически показана историческая борьба широких масс крестьянства за землю. Не выработав четкого революционного мировоззрения, не понимая исторической роли крестьянства, М. часто впадает в мистицизм и абстрактную романтику.
Так напр., в поэме "Сымон Музыка" М. стремится воплотить в художественную форму (в образе Сымона) буржуазно-нашенивскую идею о мессианской роли белорусской интеллигенции.
Мессианизм "Сымона Музыки" явился логическим завершением националистических тенденций в раннем творчестве Мицкевича.
Накануне Октября он пишет драматический эскиз "На дорозе жицьця", в котором создает символический образ "Маті-Беларусі", пророчески собирающей "своих дзеток", т. е. нац.-дем. интеллигенцию, что объективно выражало враждебное отношение буржуазно-демократической интеллигенции к грядущей пролетарской революции.
После Октябрьской революции М. пишет ряд националистических стихотворений.
В сборнике стихов "Водгульле", вышедшем в 1922, после приезда М. в БССР, имеется целый ряд враждебных выпадов против советской власти.
М. долгое время стоял в стороне от советской тематики.
Его вышеупомянутые поэмы и ряд больших повестей ("У палесскай глушы", "У глыбі Палесься" и др.) тематически и идеологически обращены к прошлому, которое им идеализируется и противопоставляется современности.
В названных повестях М. ретроспективно воссоздает образ идеального нашенивца Лобановича — "борца за "возрождение Белоруссии". Даже в повести "На просторах жицьця" на тему о деревенской рабфаковской молодежи М. трактует последнюю как своеобразную продолжательницу идей и традиций нашенивства.
До революции М. был продолжателем традиций русской народнической поэзии.
Его "Песні-жалобы" носят на себе явные следы влияния этой поэзии, сохраняя при этом самобытно-национальный характер.
Фольклор является основным источником лексики М. Отсюда, между прочим, уменьшительные существительные — "сонейка", "хатка", "лужок", "конік" — и определения — "малодзенькі", "золаценькі", "ціхенькі" и т. д., отражающие сентиментально-народническую настроенность поэта. Поэмы Мицкевича ("Новая земля", "Сымон Музыка" и др.) формально развернуты в том же направлении.
Так, в "Новой земле" целые главы посвящаются описанию этнографически-фольклорных черт той или иной местности (усадьбы, быта, праздников и т. д.). Глубокое знание автором крестьянеко-хуторского быта, позволяет ему мастерски рисовать отдельные картины (деревенский пейзаж, портреты крестьян и т. д., напр. в "Новой земле" и "Сымоне Музыка"). Но он становится явно беспомощным там, где речь идет о больших массах людей и ускоренной динамике событий (поэма "На шляхох волі"). Реконструктивный период поставил перед старыми писателями во весь рост основную проблему идеологической перестройки.
И у М. мы встречаем некоторый поворот к переоценке старых идеологических установок; в поэме "На шляхох волі" ("Полымя", 1928—1930) автор уже более объективно оценивает большевизм и большевиков, ведущих революционную работу в царской армии. Следующим значительным шагом на этом пути является цикл стихов, посвященных коллективизации.
В них М. глубже осознает объективную несостоятельность своих прежних идей о путях крестьянства, выраженных в свое время в "Новой земле". Повесть "Адшчапенец" ("Полымя", 1931) обнаруживает такое же внимание и интерес писателя к коллективизации, отражая наступивший перелом среди середняцких масс белорусской деревни — от собственничества, отщепенства — к коллективизму.
Последнее произведение М., в связи с упомянутым его письмом к советской общественности, свидетельствует о том, что М. серьезно стал на путь ревизии старой нашенивской идеологии, на путь решительной идейно-художественной перестройки.
Библиография: I. На русск. яз. перев.: В глуши Полесья, перев. К. Яковчика, Гиз, М., 1929; На просторах жизни, Рассказы и повести, перев. И. Баранкевича, Гиз, М. — Л., 1930. Поэзия: Собр. сочин., тт. I, II; Песні-жалобы, 1910; Новая земля, 1923; Сымон Музыка, Менск, БДВ, 1925; На шляхох волі, "Полымя", 1928—1930. Проза (Тарас Гушча): Родные з''явы, Вильна, 1914; У палесскай глушы, 1923; У глыбi Палесься, Менск, БДВ, 1927; Адшчапенец, "Долымя", 1931; "Творчество К. Мицкевича", М., 1927. II. А. Б-на, Рец. на русск. перев. "На просторах жизни", "Пролетарский авангард", 1930, VII; Рец. на русск. дерев. "В глуши Полесья": Гроссман Б., "Новый мир", 1929, IV; Поляк Л., "Красная новь", 1929, IV; Перекати-Поле, "Земля советская", 1930,1; Чapмынскі У., Я. Колас, крытычна-бiографічны нарысі в т. I "Собр. сочин."; Аутобиография — Я. Колас у літаратурнай крытыцы, Менск, 1926, Критика: Бэнде и Кучар, Матар''ялы да нарысау гісторыі беларускай літаратуры, "Маладняк", 1931, № 6—7; Якуб Колас у літаратурнай крытыцы, зборник артикулау, Менск, 1926; Вазьнясенскі, Ля вытокаy мастацкай прозы Коласа, "Полымя"; Кapскі, Беларусы, том III, ч. 3; Рэцэнзіі y журн. "Полымя", "Маладняк", "Узвышша". Г. Красневский. {Лит. энц.}