Мельников Иван Александрович
— известный русский певец-баритон; род. в 1831 г. Окончив коммерческое училище, М. занялся торговлей, но вскоре перешел на музыкальное поприще.
Первые шаги М., как певца, относятся к 1860 г., когда он выступил в концерте бесплатной музыкальной школы, управляемой в то время Ломакиным.
В 1867 г. М. дебютировал на сцене Императорской русской оперы в Петербурге, в опере "Пуритане", и стал одним из видных деятелей оперной сцены. Исполняя в продолжение 25-ти лет ответственные партии, М. расширил свой репертуар до громадных размеров.
Главные его роли: Руслан, мельник (в "Русалке" Даргомыжского), Борис Годунов (в опере Мусоргского), Кочубей (в опере "Мазепа" Чайковского), "Демон" (в опере Рубинштейна), Вольфрам (в "Тангейзере" Вагнера).
Кроме того, М. пользовался огромным успехом как концертный певец. Чествование Мельникова по поводу 25-летия его художественной деятельности в Мариинском театре было одним из самых почетных и блестящих.
После юбилея М. недолго оставался на Мариинской сцене, которую покинул вследствие расстроенного здоровья, хотя и в расцвете артистических сил. Привычка к труду вызвала М. к новой деятельности.
Оставив сцену, М. основал в 1892 г. хоровой класс, сразу обративший на себя общее внимание и дающий, под руководством капельмейстера Беккера, прекрасные результаты.
Н. С. {Брокгауз} Мельников, Иван Александрович — выдающийся оперный певец (баритон), род. 21 февраля 1832; сын купца. Окончив коммерческое училище, занялся торговлей; в то же время учился пению сначала у Ломакина, при посредстве которого выступал в концертах Бесплатной школы, затем в 1866 у Peпетто. В 1867 М. блестяще дебютировал в Мариинск. театре в "Пуританах". Здесь М. прослужил 25 лет до 1892, являясь украшением труппы (лучшие его партии: Мельник в "Русалке", Руслан, Игорь и Борис Годунов).
В 1890 М. основал смешанный хор, достигший под его управлением хороших результатов и ежегодно выступающий в концертах.
В 1898 М. выступил в итальянской опере. (В.). {Риман} Мельников, Иван Александрович [21.2 (4.3).1832, Петербург — 25.6(8.7).1906, там же] — арт. оперы (лирико-драм. баритон), камерный певец. Отец оперного режиссера П. Мельникова.
Род. в семье купца (быв. крепостного кн. С. Голицына).
В 1843 поступил в коммерческое уч-ще, где впервые приобщился к музыке. "Поступил в хор певчих, пел сопрано, — писал М. позднее в "Автобиографии", — научился от товарищей разбирать ноты на фортепиано, пилил на скрипке, даже играл на виолончели соло с оркестром на публичном акте, хотя уроков музыки не брал и все эти занятия были беспорядочными урывками"*. Окончив уч-ще в 1850, работал в торговой конторе отца. Пению начал обучаться в 1861 (в 29 лет) у Г. Ломакина.
В 1862—66 ежегодно принимал участие в концертах п/у Ломакина в пользу Бесплатной муз. школы, в к-рых исп. арии из ораторий "Времена года" И. Гайдна, "Павел" Ф. Мендельсона и "Рай и Пери" Р. Шумана, сольную партию в Реквиеме В. А. Моцарта.
С лета 1866 брал уроки пения сначала у П. Репетто в Петербурге, а затем у Э. Репетто в Милане.
В 1867—92 солист петерб.
Мариинского т-ра, где дебютировал в партии Ричарда ("Пуритане"; в 1890—92 был здесь также режиссером.
Обладал красивым, ровным во всех регистрах голосом мягкого, "бархатного" тембра (с теноровым оттенком), сочетавшим лирическую нежность и драм. силу. Широкий диапазон голоса позволял М. исп. и басовые партии.
В первые годы сцен. деят-сти пел в основном в итал. операх, соперничая с изв. солистом петерб.
Итал. оперы А. Грациани.
Но наиболее ярко талант певца проявился в рус. операх.
М. — один из ярких представителей реалистического направления на оперной сцене, создавший целую галерею рус. нац. характеров.
Сцен. дарование позволило певцу создавать разноплановые образы — трагические, драм., комические.
Репертуар М. включал 46 партий. 1-й исп. партий: Князя Боровского ("Нижегородцы"), Юрия Токмакова ("Псковитянка", 1-я ред.), Вильяма Ратклифа ("Вильям Ратклиф"), Дон-Карлоса ("Каменный гость", 1-я ред.), Бориса Годунова ("Борис Годунов", 2-я ред.), Демона ("Демон" А. Рубинштейна), Арбака ("Сарданапал"), Вязьминского ("Опричник"), Анафеста ("Анджело", 1-я ред.), Беса ("Кузнец Вакула"), Каленика ("Майская ночь"), Эдуарда ("Гарольд"), Курлятева ("Чародейка"), Князя Игоря ("Князь Игорь"), Томского ("Пиковая дама"); в Мариинском т-ре — Кочубея ("Мазепа" П. Чайковского), Януша ("Галька"), Валентина ("Фауст"), Жермона ("Травиата"), Барнабы ("Джоконда"); на рус сцене — Эскамилио ("Кармен"), Османа ("Лалла-Рук"), Леско ("Манон"), Орсини ("Риенци"), Вольфрама ("Тангейзер"). Лучшие партии: Руслан (признана критикой одной из самых блестящих интерпретаций роли), Мельник (сравнивая певца с известным исп. этой роли О. Петровым, критика отмечала самостоятельность М. в ее трактовке), Борис Годунов, Красное солнышко, Каленик, Кочубей (по свидетельству Н. Соловьева, создал "исторически верное по внешности и вполне соответствующее самой драме лицо"), Дон Жуан ("Дон Жуан"), Амонасро, Валентин ("Фауст"), Вольфрам, Тельрамунд.
Др. партии: Онегин;
Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Генрих Астон, Невер, Мефистофель ("Фауст"), Граф ди Луна, Риголетто.
Партнеры: М. Дейша-Сионицкая, Ф. Комиссаржевский, А. Крутикова, Э. Павловская, О. Петров.
Пел п/у У. Авранека, Э. Направника.
М. часто выступал в концертах.
Камерный репертуар включал произв.
Ц. Кюи, П. Чайковского, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, А. Гречанинова ("Ночь", "Острою секирою", 1-й исп., 1896). В 1868 исп. сцену из "Альцесты" К. В. Глюка п/у Г. Берлиоза, в 1869 провел конц. сезон в лондонском "Cial Palace". Исп. сольные партии в 9-й симфонии Л. Бетховена (п/у М. Балакирева, 1870), в оратории "Легенда о св. Елизавете" Ф. Листа (п/у Э. Направника, 1872). В 1888 вместе с М. Долиной гастролировал в провинции.
Талант певца высоко ценили А. Рубинштейн (посвятил М. романс "Бор сосновый в стране одинокой стоит"), B. Стасов, М. Мусоргский, П. Чайковский (посвятил М. романс "Я с нею никогда не говорил", ор. 25, № 5, 1875), Э. Направник (посвятил М. романс "Казак", ор. 22, 1875 и четыре романса на сл. А. Майкова, ор. 35, 1880). Занимался пед. деят-стью: в 1877—78 проф. Петерб. конс., один из основателей (совместно с Ф. Беккером) "Бесплатного хорового класса". Ученики: Ф. Беккер, И. Горди, Л. Донской, Е. Конча, Н. Преображенский.
В 1890 организовал любительский смешанный хор, к-рый выступал под его рук. с произв. рус. и зарубеж. композиторов.
Издавал два вып. рус. и зарубеж. хоровой лит-ры, три сб. "Русских хоров" для женских (1890), мужских и смешанных (1894) голосов.
Имеется портрет певца худож. В. Маковского (1902). После смерти М. по инициативе Направника в Мариинском т-ре был установлен его мраморный бюст. Соч.: Автобиография* // Артист. 1893. № 26. C. 210—211; / Ежегодник имп. театров.
Сезон 1905—1906, прилож.
С. 176—178; Аделина Патти и Э. Ф. Направник: Отрывки из воспоминаний. — СПб., 1905; Из воспоминаний // Театр и искусство. 1906. № 27. С. 422; Записки И. А. Мельникова (неоконч.) // Рус. старина. 1909. Кн. I, II. Лит.: Иванов М. И. Мельников. (По поводу 25-летия его артистической деятельности) // Ежегодник имп. театров.
Сезон 1892— 1893. С. 350—362; Веймарн П. Концерт И. А. Мельникова // Сын отечества. 1896. 14 февр.; Ф[индейзен] Ник. Вместо некролога певца Мельникова // РМГ. 1906. № 29—30; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 136, 404; Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма / Сост., автор вступ. ст. Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959. С. 127, 128, 165, 309; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 176—179.