Мельгунов Юлий Николаевич
(1846—1893) — известный пианист, музыкальный теоретик и критик; окончил курс в Александровском лицее, потом посещал московскую консерваторию.
Вместе с профессором Руд. Вестфалем издал "Десять фуг для фортепиано И. С. Баха" (3 изд., М., 1885), с предисловием М.: "О ритмическом исполнении фуг Баха". Концертировал в Германии и России.
Главный труд М. — "Русские песни, записанные непосредственно с голосов народа" (2 вып.), с обширным предисловием к первому выпуску (1879), где впервые высказан оригинальный взгляд на строй русской народной музыки и указаны законы и особенности этого строя. Вслушиваясь в отдельные части народного хора, М. записывал каждый отдельный голос и затем, скомбинировав разные голоса, получал музыку песни в том самом виде, в каком она исполняется (гармонизируется) народом-певцом.
По мнению М., в русской народной музыке хор составляется из отдельных напевов, которые каждый из участвующих голосов ведет совершенно отдельно от других.
Таким образом каждый голос хора представляет собой вариацию основного напева песни, а комбинация отдельных вариаций дает общую гармонию; унисон слышится только в начале и конце песни или ритмического отдела.
Ко всем почти хоровым песням приложены в сборнике М. варианты, совместное исполнение которых и составляет естественную гармонию; последнюю дают фортепьянные переложения М. Неоконченными остались труды М. по изучению ритмики общеславянской музыки и учебник ритмики.
В "Этнографическом Обозрении" (кн. VI) М. напечатал статью "К вопросу о русской народной музыке" (по поводу новейших собраний народных песен); в "Трудах Этнографического Отд.", т. XI, вып. 1 ("Известия Общества Любителей Естествознания", т. 69) им редактированы вологодские песни, собранные М. Куклиным.
Ср. Миропольский, "О музыкальном образовании народа" (1882). {Брокгауз} Мельгунов, Юлий Николаевич — пианист и музыкальный исследователь, род. 30 августа 1846 в г. Ветлуге (Костромской губ.), ум. 19 марта 1893 в Москве.
Окончил в 1866 Александровский лицей, будучи в котором брал уроки игры на фп. у Дрейшока; 18 лет выступил уже как пианист в СПб. Изучал также теорию музыки у Лароша и около 1870 поступил в московскую консерваторию, но вскоре ушел оттуда, оставшись, однако, жить в Москве.
Здесь М. сблизился с известным Р. Вестфалем, воспринял его идеи и вместе с ним издал "10 фуг для фп. И. С. Баха" (с указанием ритмического расчленения фуг по системе Вестфаля и предисловием М. "О ритмическом исполнении фуг Баха"). В 70-х годах М. и Вестфаль устроили ряд концертов в Германии (более 60) с целью практической пропаганды своих взглядов на музыкальную ритмику и метрику (М. играл Баха). Позднее М. концертировал по России с Ф. Лаубом и К. Давыдовым.
Главный труд М. — "Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные" (переложение для фп. со словами; 1-й вып., при участии Кленовского, Москва, 1879; 2-й вып., при участии П. Бларамберга, СПб., 1885). В интересном предисловии к 1-му выпуску М. излагает свои взгляды на русскую народную песню: 1) она основана главным образом на двух ладах: натуральном мажорном и натуральном минорном; 2) если она поется хором, то полифонична; гармония ее слагается из "подголосков" — самостоятельных, своеобразно контрапунктирующих друг другу напевов ("вариантов"); унисоны встречаются только в конце песни или ее ритмических отделов; встречаются и модуляции.
Записав все подголоски, можно ясно видеть гармонический остов песни; этим именно способом и составлены фортепианные переложения песен в сборнике М-а. Гармония минора строится в направлении, противоположном гармонии мажора (система гармонического дуализма, позднее широко развитая Г. Риманом). 3) В мелодии отсутствуют хроматизм и энгармонизм; почти не встречаются шаги больше квинты; нет трелей, длинных гаммовых ходов, гармонической фигурации. 4) Ритмика мелодий в тесной связи со строением текста и соответствует началам древнегреческой ритмики; наиболее распространенным типом является простой период из двух предложений, но есть и всевозможные другие построения. — Позднее изданы были также 12 песен для хора М. и Бларамберга.
Кроме того, М. написал: "К вопросу о русской народной музыке" ("Этнографическое Обозрение" кн. 6) и редактировал вологодские песни, собранные М. Куклиным ("Труды Этнографического Общества", т. XI, вып. 1). После М. остались в рукописи: "Руководство для правильного записывания русских песен", "О музыкальном ритме", "О законах ритма и гармонии русских песен", "Ритмика народных славянских песен", "Учебник фортепианной техники", полный перевод "Allgemeine Theorie der musikal. Rhytmik" Вестфаля, записи народных песен и др. Часть этих трудов приготовляется ныне к изданию.
Некролог М. см. "Этнографическое обозрение", 1893, кн. 1. (Э.). {Риман}