Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Род. 28 января (9 февраля) 1874 г., в Пензе, ум. (расстрелян) 2 февраля 1940 г., в Москве.
Режиссер-новатор, актер, театральный деятель.
Создатель знаменитой биомеханики.
Псевдоним — Доктор Дапертутто.
Ученик Вл. И. Немировича-Данченко.
На сцене с 1898 г. Играл в труппе Московского Художественного театра, воплотил на сцене образы Василия Шуйского ("Царь Федор Иоаннович"), Ивана Грозного ("Смерть Иоанна Грозного"), Тирезия ("Антигона" Софокла), Треплева ("Чайка") и др. С 1902 г. — руководитель собственной труппы (Товарищество новой драмы), выступавшей в провинции, в 1905 г. — московской Студии на Поварской, в 1906 г. — петербургского Театра на Офицерской.
В 1908 г. был приглашен на работу в Императорские театры.
Издатель журнала "Любовь к трем апельсинам". Был заведующим театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса (1920). В 1920 г. создал в Москве Театр РСФСР 1-й (впоследствии "Театр им. Мейерхольда", а с 1926 г. — Государственный театр им. Мейерхольда (ГОСТИМ или ТИМ), закрытый в 1938 г.). Руководил также Театром Революции (1922—1924). Постановки: "Потонувший колокол" (1902), "Снег" (1903), "Монна Ванна" (1904), "Смерть Тентажиля" (1905), "Гедда Габлер" (1906), "Жизнь Человека" (1906), "Тристан и Изольда" (Р. Вагнер, 1909), "Дон Жуан" (1910), "Шарф Коломбины" (1910), "Живой труп" (1911), "Орфей" (К. В. Глюк, 1911), "Заложники жизни" (1912), "Балаганчик" (1914), "Зеленое кольцо" (1915), "Гроза" (1916), "Маскарад" (1917), "Каменный гость" (А. С. Даргомыжский, 1917), "Мистерия-буфф" (1918, 1921), "Великодушный рогоносец" (1922), "Смерть Тарелкина" (1922), "Доходное место" (1923), "Лес" (1924), "Ревизор" (1926), "Горе уму" (1928), "Клоп" (1929), "Баня" (1930), "Командарм-2" (1929), "Последний решительный" (1931), "Дама с камелиями" (1935), "Пиковая дама" (1935) и др. Пробовал себя в кино: "Портрет Дориана Грея" (1915), "Сильный человек" (1916). Народный артист РСФСР (1923). Автор книги "О театре". Репрессирован.