Медведев Александр Васильевич
(р. 07.02.1942) — спец. в обл. филос., эстетики, культурологии, религиоведения; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Благовещенск Амурской обл. Окончил филос.-ф-т Уральского гос. ун-та (1970), асп. по кафедре эстетики того же ун-та (1972). Доц. кафедры филос. Свердловского архитектурного ин-та (1975—1985), с 1985 работает в Ур. гос. ун-те. С 1990 по наст. вр. заведует организованной им кафедрой культурологии.
Канд. дисс. — "Социальные функции искусства". Докт. дисс. — "Сакральное как причастность к абсолютному: личностное бытие сакрального". Осн. направления науч. работы М. — соц. функционирование искусства, филос. проблемы культуры, религия как творч., личностное бытие культуры, история отеч. культуры, диалектика рационализма и иррационализма в истории культуры, библеистика, история мусульм. культуры.
М. выделил три основополагающие типа функций искусства: осн. художеств. функции, удовлетворяющие обществ. потребность, породившую искусство; художеств.-прагматические функции, обусловленные процессом взаимодействия искусства с др. феноменами культуры: религией, наукой, политикой; имманентно-художеств. функции, определяемые потребностями искусства как самостоятельной независимой сферы культуры.
М., рассматривая искусство как феномен культуры, определяет его как форму соц. эксперимента, вызванного потребностями культуры в целостном знании.
М. рассматривает сакральное как аспект общей проблемы "об-во — личность". Сакральное выступает той дух. нитью, к-рая связывает эти два начала, в то же время определяя границы их самостоятельного бытия. Сакральное выступает гарантом и символом целостности об-ва. Др. функцией сакрального является гармонизирующая, определяющая основания комфортности бытия индивида.
Сакральное, являясь конкретной формой бытия дух., дает ощущение аутентичности бытия. Сакральное выполняет и аксиологич. функцию, ориентируя жизнь человека в свете высших ценностей.
М. анализирует историю религии как творч. процесс, выделяя следующие типы личностного воплощения сакрального: пророк — творец новой религ.-нравств. парадигмы, обуславливающей новый тип культуры, реформатор и миссионер, осуществляющие ист. опредмечивание идей пророка.
Миссионерство рассматривается не только как разновидность религ. деятельности, но и как особый вид культуросозидательной.
М. вводит понятие "совместимости культур" как основы для их диалога.
М. определяет культуру как квинтэссенцию соц., неприродного бытия, как ноумен социума.
Исследуя атеизм как феномен культуры, М. определяет его как рациональную критику рациональных аргументов, выдвигаемых в пользу иррациональной идеи существования Бога, отмечая извечность данного явления в истории человеч. культуры.
Соч.: Роль личности в истории религии.
Пророки.
Екатеринбург, 1993; Религия и культура // Уральская философская школа: становление и развитие (1966—1996). Екатеринбург, 1996; Роль личности в истории религии: реформатор, миссионер, святой, оппонент.
Екатеринбург, 1996; Введение в культурологию. [В соавт.]. Екатеринбург, 1996; Культурология.
Екатеринбург, 1997; Священные книги. Екатеринбург, 1997; Епархиальные ведомости, Епархии, Религии Урала, Старообрядчество, Ислам, Язычество, Стефан Пермский // Уральская историческая энциклопедия.
Екатеринбург, 1998; Роль критики в истории религии // Гуманитарные исследования.
Ежегодник.
Вып.3. Ч.2. Омск, 1998; Сакральное как причастность к абсолютному.
Екатеринбург, 1999.