Мазурук Илья Павлович
[07(20).07.1906—02.01.1989] — известный полярный летчик, Герой Советского Союза (1937), генерал-майор авиации (1946). В авиации с 1928 г. Был командиром авиаотряда на Сахалине.
С 1936 г. в Полярной авиации (с 1938 — начальник управления).
Участвовал в высадке экспедиции И. Д. Папанина на Северный полюс. Участник советско-финляндской войны. Во время Великой Отечественной войны командовал авиагруппой Северного флота, был начальником Красноярской авиатрассы ВВС и командиром 1 перегоночной дивизии.
После войны работал в Главсевморпути.
В 1947—1953 гг. был начальником НИИ ГВФ. Участник многих экспедиций на Северный полюс и полетов в Антарктиду.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книг: "Аэронавигация", "Над Арктикой и Антарктидой.
Полярная авиация СССР" (совместно с А. А. Лебедевым).
Мазурук, Илья Павлович (20.7.1906—2.1.1989). Генерал-майор авиации, летчик.
Родился 20 (7) июля 1906 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия).
Белорус.
После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии.
В армии с 1927. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.
Служил в строевых частях ВВС. С 1932 — летчик, командир отряда ГВФ на Дальнем Востоке.
Одним из первых освоил ряд новых воздушных линий на Сахалине и Камчатке, трассы Северного морского пути. С 1936 летал в Полярной авиации.
В 1937 в качестве командира самолета ТБ-3 участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции "Северный полюс-1". Звание Героя Советского Союза Илье Павловичу Мазуруку присвоено 27 июня 1937 года за мужество и героизм при выполнении этого задания.
В 1938—1947 — начальник Управления Полярной авиации Главсевморпути.
В 1939 окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира бомбардировщика ТБ-3; выполнил несколько боевых вылетов.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 — командир авиационной группы ВВС Северного флота; с 1942 — начальник Красноярской воздушной трассы, с 1943 — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой из Аляски в СССР (Красноярск) для поставок по ленд-лизу американских самолетов.
В 1947—1953 — заместитель начальника Научно-испытательного института ГВФ. С 1953 — в отставке.
Работал в Главсевморпути, совершил 254 полета на дрейфующие станции.
В 1955—1956 — командир летного отряда первой морской экспедиции в Антарктиду.
В январе 1956 первым осуществил посадку самолета Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
Жил в Москве.
Умер 2 января 1989 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Генерал-майор авиации (1946). Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.