Матчинский Иван Васильевич
[20.8(1.9). 1847 (в нек-рых источ. 1848), Кирсанов. у. Тамбов. губ., ныне Тамбов. обл. — ?] — арт. оперы (бас), камерный певец, педагог и антрепренер.
Учился в Тамбов. гимназии и духовной семинарии, где рук. хором. Позднее преподавал древние языки и пение в Барнаул. духовном уч-ще. В 1870 поступил в Петерб. медико-хирургич. академию, но вскоре из-за болезни и отсутствия средств к существованию был вынужден уйти. В 1871—76 обучался пению в Петерб. конс. (кл. К. Эверарди), по окончании к-рой дебютировал в Харьков. опере (антр. Ф. Бергера).
В 1876—80 солист петерб.
Мариинского т-ра (с большим успехом дебютировал в партиях Сусанина — "Жизнь за царя" М. Глинки, Мельника — "Русалка" А. Даргомыжского и Руслана).
В 1881—83 совершенствовался в вокальном искусстве в Италии у Дж. Ронкони; одновременно выступал в Генуе, Флоренции, Милане ("Ла Скала") и др. городах.
В 1883—84 пел в Харьков. опере. В 1885—1901 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в янв. 1884 в партии Сусанина).
В 1901—03 пел в петерб.
Нар. доме, в 1903— 05 — в Томске.
Получил звание "Засл. артист имп. театров". В 1889 организовал оперную труппу, с к-рой в летние месяцы гастролировал в Симферополе, Севастополе ("Жизнь за царя", "Русалка", "Демон" А. Рубинштейна, "Аида", "Фауст", "Гугеноты", "Риголетто"), в 1891 — в Томске.
Обладал звучным, сильным ровным голосом густого мягкого тембра и широкого диапазона, безупречной техникой, драм. дарованием.
Исп. отличалось тонкой фразировкой, худож. вкусом. 1-й исп. пapтии: Чуба ("Кузнец Вакула"), Малюты Скуратова ("Купец Калашников"), Пацюка ("Рождественская ночь"), Чуба ("Черевички"), Резвого ("Сон на Волге"), Офицера ("Ролла"); в Большом т-ре — Баптиста ("Корделия", 1-я ред.), Нарумова ("Пиковая дама"). Масленицы ("Снегурочка"), Куравара ("Лакме"); на рус. сцене — Горгия ("Маккавеи"). Приама ("Троянцы в Карфагене"). Др. партии: Досифей, Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Орлик ("Мазепа" П. Чайковского), Красное солнышко;
Мазетто, Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Милорд ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Марсель ("Гугеноты"), Сен-Бри, Царь Египта, Инквизитор.
Партнеры: Н. Дервиз, Л. Донской, Б. Корсов, А. Крутикова, Л. Люценко, О. Петров, Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин, З. Эйбоженко.
Пел п/у И. Альтани, А. Аренского, Э. Направника, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, П. Чайковского, Н. Эммануэля.
Камерный репертуар певца включал произв.
М. Глинки, П. Чайковского, Ц. Кюи, И. Геништа, Г. Лишина, В. Беллини, Дж. Верди, Р. Шумана ("Два гренадера"). Концертировал в Николаеве (1883), Оренбурге (1883), Саратове, Симбирске, Самаре, Одессе (вместе с Л. Яниковской), Томске (1903). Талант М. высоко ценили Ц. Кюи, Г. Ларош, С. Кругликов.
Композитор И. Бунке посвятил певцу романс "Одинокий...". С 1893 преподавал пение в моск. Александровском ин-те, с 1900— в одном из моск. детских приютов.
В 1903—05 проф. пения в Томск. отд. РМО, с 1905 — в Ярослав. отд. РМО. Автор двух романсов ("Я так люблю тебя" и "О, как я счастлив") и восьми духовных песнопений.
Лит: Галлер К. И. В. Матчинский // Всемирная иллюстрация. 1878. № 483. С. 243; Музыкальные рецензии разных журналов и газет заслуженного артиста императорской оперы, профессора пения Ивана Васильевича Матчинского. — М., 1905.