Маслюков Юрий Дмитриевич
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго (1995—1998) и третьего (с декабря 1999 г.) созывов, член фракции КПРФ, член Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; родился 30 сентября 1937 г. в г. Ленинабаде Таджикской ССР; окончил Ленинградский механический институт в 1962 г.; работал на различных инженерных должностях в научно-исследовательском институте и на оборонных предприятиях г. Ижевска; с 1970 г. — главный инженер филиала Ижевского машиностроительного завода; 1974—1979 — начальник Главного технического управления — член коллегии, 1979—1982 — заместитель министра оборонной промышленности СССР; 1982—1985 — первый заместитель председателя Госплана СССР; 1985—1991 — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, затем первый заместитель Председателя Совета Министров СССР — председатель Госплана СССР; 1991 — заместитель Председателя Кабинета Министров СССР, председатель Государственной военно-промышленной комиссии СССР, член Президентского совета СССР; 1993—1994 — ведущий специалист Воронежского промышленно-торгового акционерного объединения "Сокол"; в 1995 г. — генеральный директор АО "Югтрастинвест"; в декабре 1995 г. был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, являлся членом совета фракции КПРФ, председателем Комитета по экономической политике; в июле 1998 г. принял предложение занять пост министра промышленности и торговли РФ в кабинете С. Кириенко, приступил к формированию нового министерства и концепции его деятельности; после отставки кабинета, в августе—сентябре 1998 г. исполнял обязанности министра, не слагая полномочий депутата Государственной Думы; сентябрь 1998 г. — май 1999 г. — первый заместитель Председателя Правительства РФ; находясь на посту первого вице-премьера, был руководителем Правительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами, председателем Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, председателем Комиссии Правительства РФ по вопросам Всемирной торговой организации, управляющим от РФ в Международном банке реконструкции и развития и членом Совета Безопасности РФ; перед избранием в Государственную Думу третьего созыва работал советником директора НИИ автоматической аппаратуры им. академика В. С. Семенихина; в декабре 1999 г. был избран депутатом по Ижевскому одномандатному избирательному округу № 28, выдвигался непосредственно избирателями; в Государственной Думе третьего созыва с начала 2000 г. являлся председателем Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, освободил этот пост в апреле 2002 г. после изменения пакетного соглашения между фракциями о разделе руководящих постов в комитетах; избирался членом ЦК КПСС в 1985 г., кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС в 1988 г., членом Политбюро ЦК КПСС в 1989 г.; член Центрального комитета КПРФ с апреля 1997 г., член Координационного совета общероссийского общественного движения "Народно-патриотический союз России"; был депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва; участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; женат, имеет сына. Общепризнан как умеренный, авторитетный политик.
Его высказывания об экономической политике правительства критичны, но всегда аргументированы и точны. Считался автором идеи создания "бюджета развития", предусматривавшей создание своего рода неприкосновенного мини-бюджета в размере 18 триллионов рублей, предназначенных исключительно на инвестиции, с которой в итоге согласилось правительство в 1997 г. Заявлял, что сложившиеся структуры, включая Министерство экономики не смогли на должном уровне выполнить поставленные перед ними задачи, что все продекларированные нововведения, такие как программное планирование, внедрение механизмов стимулирования инвестиций и другие, не были подкреплены эффективным управленческим механизмом.
В России, по словам Ю. Маслюкова, "по сути никогда не было, да и сейчас не существует ни инвестиционной, ни промышленной политики" ("Независимая газета, 15 августа 1998 г.). Главной задачей своей деятельности на посту Министра промышленности и торговли Ю. Маслюков назвал выбор единой системы приоритетов в сфере развития конкурентоспособной отечественной промышленности, обеспечения национальной обороны и безопасности.
Он высказался за осуществления государственных целевыхт программ развития базовых отраслей промышленности, импортозамещения, производства вооружений и военной техники и других, которые должны представлять собой комплекс проектов, позволяющих не только окупать вкладываемые в них государственные средства, но и приносить существенную прибыль.
В условиях катастрофической нехватки ресурсов, по мнению Министра, необходимо сочетать долгосрочные стратегические программы с успешной реализацией "быстрых" проектов в тех секторах, которые дают возможность получить "быструю" отдачу и тем самым увеличить ресурсную базу для решения перспективных задач. В представленном Ю. Маслюковым в августе 1998 г. проекте постановления правительства, определяющего компетенцию Министерства промышленности и торговли, отражено намерение в числе прочих вопросов получить контроль над всей сферой военно-технического сотрудничества и стать куратором федеральных государственных предприятий "Росвооружение", "Промэкспорт", "Российские технологии". По мнению ряда экспертов, это отражало тенденцию к созданию нового "сверхминистерства". В августе 1998 г. после отставки кабинета С. Кириенко Ю. Маслюков, как и другие члены Правительства, получил статус исполняющего обязанности министра на период формирования нового кабинета.
В сентябре подал в отставку с должности и. о. министра, мотивируя это решение отказом и. о. Председателя Правительства В. Черномырдина подтвердить силу уже подписанного его предшественником прямо накануне отставки постановления кабинета министров о структуре и функциях Министерства промышленности и торговли на основе проекта Ю. Маслюкова.
Возвратился к исполнению обязанностей депутата и председателя Комитета Государственной Думы, полномочий которых не был лишен в связи с нерешенным вопросом о формировании министерства.
Фракцией КПРФ в сентябре рассматривался как один из кандидатов на пост Премьера, вместо В. Черномырдина.
Однако сам Ю. Маслюков заявил, что 3 сентября, что и без него "есть много людей, которые могут исполнять обязанности премьер-министра" ("Независимая газета", 4.09.98). По его мнению, председателем правительства должен быть человек более молодой, чем он, "более подвижный и легкий на подъем". В мае 1999 г. сделал заявление о своем уходе с поста первого вице-премьера сразу же после отставки главы кабинета Е. Примакова.