Маркович Мария Эдуардовна
(урожд. Берген; наст. имя Микалина) (1873, Киев — ?) — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица и педагог.
Род. в семье сенатора.
В 1893 (в нек-рых источ. 1888) поступила в Петерб. конс., где сначала обучалась игре на ф-п. (кл. Ф. Черни), а затем пению (кл. Н. Ирецкой).
В 1897, будучи студенткой конс., дебютировала в партиях Амнерис и Зибеля в петерб.
Мариинском т-ре. В 1900— 17 солистка этого т-ра. В 1898 гастролировала в Киеве, в 1899 — Харькове.
Обладала выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах, сильным голосом, легко преодолевала технические трудности, владела тонкой фразировкой. 1-я исп. партий: Эдмеи ("Месть Амура"), Лукреции ("Франческа да Римини" Э. Направника), Отрока ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"); в Мариинском т-ре — Зейнаб ("Измена"); на рус. сцене — Зигруны ("Валькирия"). Лучшие партии: Марина Мнишек, Любаша ("Царская невеста",), Любава, Любовь;
Амнерис, Фидес, Брангена ("Тристан и Изольда" в пост. Вс. Мейерхольда).
Др. партии! Кончаковна, Федор ("Борис Годунов"), Рогнеда ("Рогнеда"), Полина ("Пиковая дама"), Ольга ("Евгений Онегин"), Тизба, Марьям, Андреино, Весна-красна;
Керубино, Паж Урбан, Никлаус, Фрнка ("Валькирия" и "Золото Рейна"), Вальтраута ("Гибель богов"). Партнеры: И. Ершов, В. Касторский, А. М. Лабинский, А. Смирнов, Л. Собинов, Н. Фигнер, Л. Яковлев.
Нек-рые партии готовили под рук. М. Славиной.
Пела п/у Ф. Блуменфельда, М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника, Н. Черепнина.
Камерный репертуар включал романсы А. Бородина ("Спящая княжна"), А. Аренского, М. Балакирева, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова.
Исп. сольные партии в "Траурной оде" и "Магнификате" И. С. Баха (п/у А. Зилоти, 14 дек. 1913), в Мессе C-dur Л. Бетховена, в Реквиеме Дж. Верди. С 1917 проф. Петргр. конс. Записывалась на грампластинки (10 произв.) в Петербурге ("Сирена", 1911). Лит.: М. Э. Маркович // Нива. 1900. № 16. С. 321; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 29.