Мандельштам Иосиф Емельянович
— выдающийся ученый.
Род. в 1846 г. Окончил курс харьковского унив. по историко-филолог. фак.; состоит проф. рус. яз. и словесности в гельсингфорсском университете.
Важнейшие его труды: "Фома Штитный, как один из предшественников реформации" (Харьков, 1871); "Опыт объяснения обычаев индо-европейских народов, созданных под влиянием мифологии" (ч. I, 1882); "Жемчужины Тургеневской поэзии" (1883); "О характере Гоголевского стиля" (Гельсингфорс, 1902). Составил вместе с А. В. Игельстромом "Шведско-русский словарь" (Гельсингфорс, 1905). Значительно содействовал своими лекциями и трудами взаимному ознакомлению финляндской и рус. интеллигенции; основал в 1905 г. общество "Молодая Россия и Финляндия"; организовал популярные чтения и лекции на рус. языке. {Брокгауз} Мандельштам, Иосиф Емельянович — ученый и писатель.
Род. в 1846 году (брат Макса М. — см.); умер. в 1910 году христианином.
Окончил курс Харьковского университета по историко-филологическому факультету.
Состоял профессором русского языка и словесности в Гельсингфорсском университете.
Из сочинений его, имеющих отношение к еврейству, отметим: "О мифологии у евреев", "Восход", 1884 и 1885 годах; "Ауэрбах как человек, писатель, еврей и гражданин", "Восход", 1886. — Ср.: Словарь Брокгауз-Ефрон (III доп. том); "Систематический указатель литературы о евреях". {Евр. энц.} Мандельштам, Иосиф Емельянович [1846—1911] — историк русской литературы, приват-доцент Петербургского, затем профессор Гельсингфорсского университетов.
Р. в еврейской купеческой семье. Окончил Харьковский университет, где преподавал тогда А. А. Потебня.
Под воздействием идей последнего сложились научные интересы и воззрения М., большая часть трудов которого посвящена сравнительной мифологии и фольклору.
Кроме Потебни (см.) на М. повлияли представители культурно-исторического метода.
Полемизируя со сторонниками "эстетического метода", Мандельштам писал: "рассматривать писателя как художника, а не как представителя известного общества, известного времени, значит впадать в односторонность... Нет художника вне времени и пространства... При внимательном изучении (даже великих) творцов обнаруживается связь их произведений с временем, и более правильная оценка их стала возможна только с той поры, как критики указали на связь их с обществом, в котором они жили, и с ближайшим кругом, в котором они вращались.
Словесность в широком смысле есть результат развития народного самосознания" ("Педагогич. музей", 1876, №№ 3 и 4) Отсюда следует вывод, что "история литературы есть выражение исторически развившегося народного самосознания". Исходя в основном из потебнианского тезиса об языке как существе поэтического создания, М. подвергает в важнейшей своей работе "О характере гоголевского стиля" (Гельсингфорс, 1902) кропотливому анализу гоголевский "стиль", разумея под последним один только язык писателя, за что критика справедливо упрекала М. в "лит-ой гистологии", в подмене изучения истории литературы изучением "микроструктуры" художественных произведений.
В "исторической" части этой работы М. дальше общих утверждений; о связи Гоголя "с обществом своей эпохи" не идет. Книга М. является одновременно предшественницей исследований формалистов и "стилевых" штудий В. Ф. Переверзева.
Библиография: I. Фэма Штитный как один из предшественников реформации, Харьков, 1871; Опыт объяснения обычаев (индо-европейских народов) созданных под влиянием мифа, ч. 1, СПб, 1882 (диссертация), О характере гоголевского стиля, Гельсингфорс, 1902; Hufvudstomningarai den ryska litteraturen і XIX s., Valvoia, 1898. II. Сумцов Н. Ф., И. Е. Мандельштам, "Вестник Харьковского историко-филологического общества", вып. I, Харьков, 1911, стр. 39—42. III. Словарь членов Общества любителей российской словесности при Московском университете, М., 1911 (наиболее полный список трудов Мандельштама на русск. и шведск. яз.); Венгеpов С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е, М., 1924, стр. 135 и 250—251. П. Берков. {Лит. энц.}