Максимов Василий Максимович
— живописец-жанрист, род. в 1844 г.; в 1863 г. поступил в ученики Имп. академии художеств.
Посещая ее классы, был награжден в 1864 и 1865 гг. двумя малыми серебряными медалями за свои успехи в рисовании и живописи с натуры и написал картину "Больное дитя", доставившую ему, в 1865 г. золотую медаль, установленную для отличившихся в экспрессии.
При выходе своем из акд. в 1866 г. получил звание неклассн. художника, из которого в 1870 г. был повышен в академики.
С 1871 г. состоит членом передвижных художественных выставок и является на них со своими картинами, изображающими сцены простонародной, преимущественно деревенской жизни. Лучшие из его произведений, "Приход колдуна на свадьбу" (1875) и "Семейный раздел в крестьянском быту" (1876), находятся в Третьяковской галерее в Москве.
Кроме того, заслуживают быть упомянутыми его картины: "Бедный ужин" (1879, находится у г. Головина); "Кто там?" (1878, у него же), "У своей полосы" (1892) и "Лихая свекровь" (1893). А. С—в. {Брокгауз} Максимов, Василий Максимович (Maksimof); род. в Петербургской губернии в 1844 г.; ученик Академии художеств; в 1878 г. академик.
Пробовал гравировать офортом: 1. Беременная женщина: "В. Максимов | мечта о будущем | 1871 г.". — 8.1 х 5.8. В "Первых опытах русских Аквафортистов" 1871 года, с цензурной пометой внизу. I состояние с теми же подписями, но с неоконченной доски. 2. Мать сидит-горюет над лежащим в кроватке ребенком; слева стоит отец: "1873 — Больное дитя — (2) В. Максимов". 4.10 х 6.7. В Альбоме русских Аквафортистов 1873 г. I состояние с доски не вполне оконченной; подпись другая: "Максимов 1871 года — Больное дитя". 3. В каталоге 3-й передвижной выставки 1874 г.; две гравюры на одной доске: 1) "1874 — В. Максимов. | Птичье гнездо". 3.2 х 4.4. — 2) "Игра в больших — В.М." — 3.8 х 2.9; вся доска = 6.5? х 4.8. 4. Туда же. Две гравюры на одной доске: 1) С картины К. Маковского: "Урок пряжи" В.М... в"; 4.2 х 3.2; 2) "После охоты. В.М...в". На гравюре: "В. Маковский"; 2.9 х 3.10; вся доска = 6.8 х 4.6. 5. Внутренность избы; y окна на полу сидит мальчик и делает модель сохи, мать и отец на него смотрят: "В.М. в 1873 г." (доска не окончена). 6. Погорельцы.
Две женщины и ребенок сидят y полуразрушенной избы: "В.М." (доска не кончена). 7—9. Три маленькие дощечки: 1. Поясное изображение монаха: "В.М.". 2. Три монахини и 1 послушница на клиросе: "В.М." и 3. Вид; направо избушка, налево горы. {Ровинский}