Максаков Максимилиан Карлович
(сцен. псевд.; наст. имя и фам. Макс Шварц) (1869, Черновицы, Буковина — 26.3.1936, Москва) — арт. оперы (драм. баритон), режиссер, антрепренер и педагог.
Нар. арт. Республики.
Муж певицы М. Максаковой.
С 10 лет принимал участие в спектаклях гастролирующей в Черновцах Будапештской оперетты, в к-рых исп. роли девочек, позднее — женские роли (до 16 лет имел колор. сопрано).
С 16 лет жил в Петербурге, где некрое время брал уроки пения у К. Эверарди и выступал в составе вокального трио с к-рым неоднократно гастролировал в Москве.
В 1889 дебютировал в партии Демона ("Демон" А. Рубинштейна, эту партию выучил за две недели) в Ростове-н/Д. Затем неск. месяцев брал уроки пения в Милане у А. Буцци. Будучи солистом Тифлис. оперы (1889—97, 1900), совершенствовался в пении под рук. Е. Ряднова.
В 1889—97 параллельно выступал и в Бакин. опере (здесь с успехом конкурировал с итал. певцом Л. Джиральдони, выступая попеременно в операх "Риголетто", "Тоска" и др.). Гастролировал в Казани (1894, 1897—98, 1911 — 12, 1914), Перми, Саратове, Вильно, Киеве, Одессе, Харькове, Москве (в 1895 дебютировал в партиях Валентина — "Фауст" и Амонасро на сцене Большого т-ра, однако в труппу не был принят, здесь же гастролировал в 1905; в 1905—07, т-р "Аквариум"), Петербурге (1898— 99, 1901; 1902, Большой зал конс., Частная опера, антр. У. Гвиди; 1905), Ялте, по городам Сибири и Дальнего Востока (1910), Вене (1911, выступал в вагнеровском репертуаре), Астрахани (1920— 23, здесь же был рук. т-ра), Тбилиси (1929). Обладал мощным, подвижным, выразительным голосом красивого мягкого тембра (с легкостью преодолевал тесситурные трудности), широкого диапазона, ярким темпераментом.
Исп. отличалось артистичностью, продуманной фразировкой.
Арт. большое внимание уделял гриму. Работал интенсивно (нередко пел по 28 спектаклей в месяц). "Голос его был огромен по силе и полон металла.
К сожалению, тембр этого голоса не отличался благородством и был лишен обаяния... Максаков обладал и недюжинным драматическим дарованием.
Невзирая на небольшой рост и довольно нескладную фигуру, он нередко справлялся в импонирующе выглядел в роли Бориса Годунова.
С большим подъемом пел всегда Демона.
В роли Тонио превосходил всех виденных мною исполнителей... При огромной взволнованности он выражал свое внутреннее состояние только трепетом самого голоса, его волнующим и привлекательным вибрато" (С. Левик)*. За 50 лет сцен. деят-сти исп. 120 партий. 1-й исп. партий: Мегаса ("Горный сокол"), Потемкина ("Потемкинский праздник"); в Тифлисе — Алеко ("Алеко" П. Юона); в Казани — Вольфрама ("Тангейзер"); на рус. сцене — Альманзира ("Попугай"). Среди др. лучших партий — Грязной, Шакловитый, Томский, Кочубей, Иуда, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини, исп. ее и в 50 лет), Яго, Риголетто, Амонасро, Нелюско, Вильгельм Телль, Скарпиа.
Др. партии: Троекуров, Онегин, Роберт ("Иоланта"), Калашников, Нерон ("Нерон"), Валентин ("Фауст"), Беппо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Гамлет, Верховный жрец Да го на. Партнеры: А. Борисенко, Л. Клементьев, П. Лодий, В. Люце, М. Максакова, А. Мосин, Н. Папаян, А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Е. Терьян-Корганова, А. Томская, М. и Н. Фигнеры, Ф. Шаляпин.
Пел п/у С. Барбини, Э. Купера, А. Маргуляна, Дж. Пагани, И. Палицына.
Выступал в концертах, в к-рых исп. романсы П. Чайковского, Э. Направника, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
М. являлся также крупнейшим антрепренером ряда оперных трупп — в Петербурге (1898— 99, т-р "Аркадия" 1901, 1905), Тифлисе (1900), Москве (Летняя опера, т-р "Аквириум", 1905— 07), Харькове, Воронеже, Одессе (1907—08). В 1910 организовал "Товарищество оперных артистов", в составе к-рого выступал как певец и режиссер.
Выезжал на гастроли с этим Товариществом в Симбирск, Пермь, Казань, Томск, Екатеринбург, Иркутск, Астрахань.
В его антрепризах выступали А. М. Давыдов, Е. Де-Вос-Соболева, Б. Евлахов, И. Козловский, А. Курганов, В. Луканин, Ф. Мухтарова, П. Оленин, Г. Пирогов, А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.
В 1898— 1901 поставил ряд опер в т-ре "Аркадия" ("Борис Годунов", "Аида", "Маккавеи", "Купец Калашников", "Иоанн Лейденский"), в 1908—09 — в Одесском т-ре ("Чародейка", "Орлеанская дева", "Таис"), в 1924 там же — "За серп и молот". В 1924 являлся также худож. рук. этого т-ра. Его спектакли, отличаясь высоким худож. уровнем, способствовали повышению культуры оперного искусства в провинции.
Последнее выступление певца состоялось летом 1935 в Доме отдыха Большого т-ра в Поленове.
В 1925—27 преподавал в Ленинграде, затем в Москве (до 1930 в ГИТИСе).
Среди его учеников — М. Максакова (с 1919). Записывался на грампластинки: в Петербурге ("Граммофон", 1901), Москве ("Граммофон", 1909; "Стелла", 1911); нек-рые архив. записи певца—в ГЦММК. В 1969 в Малом зале ВТО (ныне СТД) состоялся вечер памяти М., посвященный 100-летию со дня его рождения.
Лит.: Яpон С. Воспоминания о театре. (1867—1897). — Киев. 1898; Римский-Корсаков: Исследования.
Материалы.
Письма. Т. 2. — М.. 1954. С. 101; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 72—74; Максакова М. Путь к искусству // Сов. музыка. 1962. № 5. С. 89—96; Ее же. М. К. Максаков // Мария Петровна Максакова: Воспоминания.
Статьи. — М., 1985. С. 54—61.