Маковский Владимир Егорович
— русский живописец; брат Константина Егоровича М., род. в Москве в 1846 г.; художественное образование получил в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества; заслужил от Акд. худ. в 1865 г. две малые серебр. медали за "группу с нагой натуры" и за картину: "Мастерская художника", а в 1866 г. и большую такую же медаль за "Литературное чтение". Окончил курс упомянутого училища в том же году. В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики стерегут лошадей" Академия наградила его званием классного художника 1 степени и золотой медалью г-жи Лебрен, установленной для отличившихся в экспрессии, а в 1878 г. за картину "Любители соловьев" (находится в Третьяковской галерее в Москве) признала академиком.
С самого учреждения Товарищества передвижных художественных выставок он был деятельным его членом и почти ежегодно украшал эти выставки своими произведениями.
Состоя в течение более 20 лет преподавателем в означенном моск. училище, в значительной степени способствовал развитию многих молодых талантов.
В 1894 г. был назначен в профессоры-руководители одной из мастерских, учрежденных при Акд. художеств по ее новому временному уставу, поселился в СПб., и вскоре занял пост ректора высшего художественного училища академии.
Обладая находчивостью в композиции и тонкой наблюдательностью, превосходно изучив типы и нравы людей различных слоев общества и сделав свою технику вполне послушной идеям, М. занял по смерти В. Перова первое место среди русских жанристов и одно из видных между иностранными.
Он изображает преимущественно сцены из быта нашего низшего и среднего сословий, задуманные остроумно, полные правды, проникнутые добродушным юмором или едкой сатирой.
Кроме того, он успешно писал иногда портреты и пробовал свои силы в аквафортном гравировании, по части которого им издан в 1887 г. любопытный альбом воспроизведений его собственных этюдов.
Огромное количество картин, вышедших из-под его кисти, рассеяно по домам богатых любителей искусства; некоторые из них находятся в Третьяковской галерее, в Москве.
Наиболее замечательные произведения М. — "Приемная доктора" (1870), "Придворные певчие" (1870), "Любители соловьев" (1873), "Благотворительница" (1878), "Толкучий рынок в Москве" (1879), "У мирового" (1880), "В четыре руки" (1880), "Казначейство в день выдачи пенсии" и "Крах банка". А. С—в. {Брокгауз} Маковский, Владимир Егорович (Makovski Vladimir), из наших самых плодовитых и симпатичных жанристов; сын известного собирателя гравюр Е.И. Маковского [Вместе с тем замечательного художника, члена-учредителя Московского Художественного Общества и отца целой семьи художников: Константина (профессора живописи), Николая (архитектора), Владимира и Александры (пейзажистки).
Все эти художники усердно пользовались, с малых лет, эстампами отца и делали с них копии.]; род. в Москве в 1846; окончил курс в тамошнем Училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1865 г. получил две серебряные медали от Акад. художеств; в 1866 г. большую серебряную от Московского училища; в 1869 медаль г-жи Лебрен "за экспрессию", за картину "Ночное". В 1873 за картину "Любители соловьев" признан академиком.
Член Общества Передвижников, с самого его основания; с 1892 профессор Академии художеств, a c 1893 действительный член академии и профессор — руководитель ее мастерских.
Он издал собрание своих картин в фотогравюрах Гупиля; всего 98 номеров; ц. 48 р. В 1884 г. Маковский начал заниматься офортом под руководством А. Жемчужникова и в 1887 г. издал 12 офортов, с заголовком: "Офорты В.Е. Маковского... Печатаны самим художником (первый тираж)... Москва 1887"; a именно: 1. Разговор в предбаннике. "В. Маковский 1884 Москва". Справа: "№ 1". 7.5 х 5.2. 2. Рабочий-хохол идет, опираясь на палку: "Полтава". 5.7 х 3.7. 3. Старушка с муфтой и саком: "Москва". 6 х 4.2. 4. По секрету; писец шепчет на ухо повытчику; с его же картины: "1884. В. Маковский.
Москва". 7 х 5.2. 5. Составление завещания; с его же картины; "В. Маковский 1885". 5.2 х 7.11. 6. Еврей в картузе: "В. Маковский 1885". 5.10 х 3.7. 7. Разговор трех рабочих: "В. Маковский". 6 x 5. 8. Мужичок-хохол сидит y стола и пьет водку: "В. Маковский 1885. Полтава". 4 х 2.11. 9. Голова хохла в профиль вправо. 3.4 х 2.4. 10. Мальчик-хохол, в картузе: "В. Маковский. 1885. Полтава". 4.9 х 3.5. 11. Ярмарка в Малороссии: "В. Маковский. 1885". 5.6 х 7.2. 12. Хохлы пашут на волах: "В. Маковский 1884". 2.4 х 9.2. В 1-х отпечатках этих досок, без всякой разницы в работах, внизу нет помет: "Москва — Полтава". 13. Гравюрка для каталога II передвижной выставки 1873: три девочки нищие: "В.Е. Маковский"; слева на той же доске награвированы Пелевиным три сюжета: охотник, рыболов и поп с поповной (под зонтиком) едут на тележке в город. Вся доска = 4.6 х 6.7. 14. Любитель природы: старый человек в картузе и теплых сапогах стоит перед розаном; с подписью: В. Маковский. 15. Торговец с повозкою посреди поля: "1884. В. Маковский". 16. Четыре мальчика на берегу реки: "В. Маковский 1883" (гравиров. наоборот).
Доска впоследствии переправлена. 17. Грифонаж: справа сидят крестьянин и крестьянка; слева внизу погрудной портрет генерала, a выше три головки: "В. Маковский 1884"; не издан. 18. Скупой. 19. Швейцар; оба представляют эскизы исполненных им картин. 20. Грифонаж: на левой половине помещик, разговаривающий с хохлом: "В. Маковский 1884"; вверху две головки; на правой половине доски награвирован пейзаж, с подписью, сделанною навыворот: "А. Киселев" (см. Киселев).
Литографии В. Маковского: 1—2: У уличного сапожника: "В. Маковский 1866" и скрипач: "В.М.". Два рисунка печат. тоном в Альбоме сцен из русской жизни. Москва, 1867. 2. Сказка о рыбаке и рыбке: "В. Маковский 1867". Одиннадцать раскраш. литогр. рисунков на одном большом листе; изд. комитета грамотности. 3. Молитвы православной церкви: "В. Маковский 1868". Десять раскраш. рисунков на одном листе. Хромолит.
А. Касаткина. 4. Крестьянский двор: "В. Маковский 1868". Одиннадцать раскраш. рис. на большом листе. Хромолит.
Касаткина. 5. Начало Руси: "В. Маковский 1868". Девять раскраш. рис. на одном листе. Лит. при музее Общ. Сельс. Хоз. 6. Русь от Ярослава Великого до Андрея Боголюбского: "В.М. 1871 г.". Девять раскраш. рис. на одном листе. Лит. Чуланова. 7. Деревенские мальчики, играющие в бабки. Худ. Автогр., 1870. 8—9. Два рисунка, представляющие сцены из древней славянской народной жизни; на одном представлен убой кабана, подп. на камне: "В.М. 1870". На другом баян поет и шесть пастухов его слушают: "В. Маковский" (наоборот). 10—11. Два рисунка для "Страшной мести" Гоголя, изд. Голяшкина, именно: а) "пошатнулся третий крест" и б) "нет, неслыханный грешник!" Оба подписаны: "В. Маковский 1874" и печатаны тоном. 12—13. Два рисунка для "Пропавшей грамоты" Гоголя, изд. Голяшкина, именно: а) "Козырь, кричал он", и б) "Вот и чудится ему". Оба с подписью: "В. Маковский 1874". 14—18. Пять рисунков для "Сорочинской ярмарки" Гоголя, того же издания, именно: а) "сожительница Черевика ободряла Поповича"; б) "Вот я уже не знаю"; в) "Горе нам, сиротам бедным"; г) "тут встала она, держа в руках" и д) "я скорее тресну, чем допущу". Все с подписью: "В. Маковский 1875". Печатаны тоном. Есть пробные оттиски до легенд. 19—20. Два рисунка к "Вечеру накануне Ивана Купала" Гоголя, того же издания, именно: а) "На пне показался сидящим Басабрюк" и б) "В сердцах сдернул он простыню". Оба с подписью: "В. Маковский 1876". Печатаны тоном. 21—24. Четыре неизданных рисунка к "Ночи перед Рождеством" Гоголя, с подписью: "В.М. 1877" и без легенд: а) "Вишь, какое диво, подумал кузнец"; б) "Но черть сказал: это я, твой друг"; в) "Нет, ты мне покажешь" и г) "у вас кочерга, видно, железная". 25. "Жизнь создана для наслаждений... В. Маковский 1875". Рис. пером на камне. 26. "Русские герои. Шестаков и Дубасов". Два портрета; внизу красный крест и подпись: "В. Маковский 1877". 27. Шарманщик: "В. Маковский 1880". Ориг. рис. для журнала: "Свет и Тени". {Ровинский}