Маклецкая Анна Ильинична
(по мужу Доброхотова) (1880, Екатеринбург — 30.6.1951, Москва) — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица.
Род. в семье директора Екатеринбург. отд. Волжско-Камского банка, на средства к-рого в 1900 был построен местный конц. зал для спектаклей и концертов любительского кружка.
С семи лет обучалась в петерб.
Мариинском ин-те (здесь была регентом хора, принимала участие в концертах, исп. арии из опер), по окончании к-рого давала частные уроки. Одновременно училась на драм. курсах Е. Рапгофа (под рук. Ю. Озаровского) и брала уроки пения у С. Сонки. С 1901 готовила партии под рук. Э. Павловской.
Летом 1913 совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане и Риме. Сцен. деят-сть начала в 1898 в петерб. оперных антрепризах М. Максакова (т-р "Аркадия") и Л. Штейнберга.
В 1899—1905 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Азучены), в 1905—07 пела в Оперном товариществе Максакова (т-р "Аквариум"), в 1906 гастролировала в Казани, в 1907 — в Одессе, в 1907—08 выступала в Моск.) частной опере (т-р Солодовникова), в петерб.
Нар. доме (1908, 1914), в Опере С. Зимина (1911 —13), Екатеринбурге (1911 —12). Гастролировала также в Харькове, Киеве, Иркутске, Кисловодске.
Обладала сильным голосом теплого тембра, сцен. темпераментом и хореографич. способностями.
Создавая образ, уделяла большое внимание его внешнему рисунку (мимика, жест, пластика).
Репертуар включал 48 партий в операх и 6 ролей в опереттах. 1-я исп. партий: Марины ("Добрыня Никитич"), Керкоты ("Наль и Дамаянти"),: в Большом т-ре — Зигруны ("Валькирия"), в Екатеринбурге — Любаши ("Царская невеста"). Лучшие партии: Рогнеда ("Рогнеда"), Груня ("Вражья сила"), Графиня ("Пиковая дама"), Любовь, Тизба (готовила под рук. Ц. Кюи), Лола, Амнерис, Азучена, Миньон, Шарлотта ("Вертер"), Кармен. "Она создала правдивый, реальный, чрезвычайно привлекательный образ Кармен, без излишнего подчеркивания и без тривиального оттенка.
Ее по справедливости следует считать одной из лучших Кармен, каких только видел Петербург, а видел он их не мало" (Ц. Кюи). Партию Рогнеды готовила под рук. О. Палечека, партии Груни ("Вражья сила") и Лолы — С. Мамонтова.
Др. партии: Марина Мнишек, Любава, Ольга и Няна ("Евгений Онегин"), Миловзор ("Пиковая дама"), Морозова ("Опричник"), Хафиза;
Памела, Фидес, Зибель, Пекки, Паж Урбан, Нэнси, Мистрисс Бентсон, Далила, Ульрика, Фрика ("Валькирия"), Ортруда (в 1902 выступила в этой партии без репетиций, заменив Карри и Азерскую).
Партнеры: О. Баронат, Э. Джиральдони, А. Нежданова, Н. Салина, А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин, Д. Южин. Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Купера, С. Кусевицкого, А. Маргуляна, С. Рахманинова, Л. Штейнберга, Э. Эспозито.
Гастролировала с концертами в Крыму, Одессе, Уфе, Полтаве, Н. Новгороде, Самаре, Саратове, Ревеле, Кронштадте.
С 1901 по рекомендации Л. Собинова принимала участие в концертах Кружка любителей рус. музыки.
В камерный репертуар М. входили романсы Ц. Кюи, С. Танеева, А. Гречанинова, А. Аренского, А. Даргомыжского, М. Балакирева, П. Чайковского, А. Гольденвейзера.
В годы первой мировой войны безвозмездно работала медицинской сестрой, часто выступала в концертах, гонорар от к-рых отдавала в пользу полит. заключенных и эмигрантов.
После 1918 выступала эпизодически в концертах, оперных радиопередачах, перед бойцами Красной Армии, в домах отдыха и санаториях.
В нач. 1920-х гг. преподавала в Моск. частном муз. уч-ще В. Зограф-Плаксиной, позднее — в Моск. муз. техникумах им. Ф. И. Шаляпина, А. Н. Скрябина и А. Г. Рубинштейна (до 1931), затем в Ленингр. муз. уч-ще; рук. также оперными студиями и вокальными ансамблями в худож. самодеятельности.
В 1937 преподавала итал. яз. в Муз. техникуме им. А. К. Глазунова.
Соч.: Несколько страниц из моей жизни в искусстве и работы в нем (рук., 1946) — в РО ЦНБ СТД. Лит.: Словарь сценических деятелей.
СПб., 1905. Вып. 15.