Махарадзе Филипп
[1868—] — грузинский политический деятель, публицист и критик.
Род. в Гурии. Сын крепостного крестьянина, откупившегося на волю и ставшего священником.
Детство провел в крайней нужде. Учился в тифлисской духовной семинарии, из которой был исключен с волчьим билетом как главарь "семинарского бунта". В 1891 поступил в Варшавский ветеринарный институт.
В Варшаве принимал активное участие в группе "Освобождение труда". Начало лит-ой деятельности М. относится к 1893. Он пишет первые марксистские статьи, направленные против грузинских социалистов-утопистов, являясь так. обр. основоположником грузинской марксистской публицистики.
В этом году он был арестован и приговорен к 2-годичному заключению в Варшавской крепости.
Возглавляя с 1895 грузинское рабочее движение, Махарадзе является одним из крупнейших теоретиков марксизма в Грузии.
На его марксистских работах воспиталось целое поколение большевиков-ленинцев.
М., будучи одним из руководителей революционного движения на Кавказе, с самого начала ведет непримиримую борьбу с меньшевиками.
М. редактировал ряд периодических большевистских органов ("Могзаури" и др.). В годы реакции был арестован и выслан в Астрахань, где продолжал революционную работу.
После революции 1917 М. возглавляет коммунистические организации Закавказья.
В период господства меньшевиков вел активную борьбу против буржуазной власти в Грузии, за что подвергался репрессиям.
Меньшевики его арестовывали и заключили в Мцхетский замок. Из больницы Тифлисской губернской тюрьмы ему удается бежать.
После советизации Грузии М. занимает в партийных и советских органах ответственные руководящие посты: председателя Революционного комитета Грузии, председателя Совнаркома, председателя ЦИК ССРГ, члена президиума ЦК КП(б)Г. В настоящее время М. — председатель ЦИК Грузии, член ЦКК ВКП(б) и член президиума Заккрайкома ВКП(б), член Всесоюзного ЦИК и член президиума ЦК КП(б)Г. Махарадзе — член Всесоюзной коммунистической академии и руководитель Института марксизма и ленинизма в Тифлисе.
Значение М. в грузинской литературе огромно.
Он положил начало марксистской критике в Грузии, когда буржуазная критика во главе с Ильей Чавчавадзе (см.) всячески игнорировала рабочих поэтов и писателей.
В защиту пролетарских писателей и выступает впервые М., который в своих работах ставит также вопрос о рабочем читателе, совершенно обойденном в то время критикой.
Первая статья М. "Критический разбор" появляется в журн. "Квали" [1896], ставшем впоследствии органом марксистов.
Начиная с 1899, М. приходится прокладывать пути марксистской критики в Грузии. "Критический разбор" посвящен книге Джанашвили о Шота Руставели (см.). В этой замечательной статье Махарадве впервые ставит вопрос о методологии научной критики вообще и критике текста Руставели в частности.
Работа М. "Народная поэзия" направлена против реакционера-клерикала Келенджеридзе (вышла отдельной книгой в 1897). В этой работе М. рассматривает искусство как общественное явление, обусловленное развитием производительных сил. В статье "Об истории литературы", помещенной в журн. "Квали" [1901], он дает методологические установки построения истории литературы, вскрывая при этом несостоятельность работ проф. Хаханашвили (Хаханов) по истории грузинской словесности, написанных в духе культурно-исторической школы. Задачи критики М. определил в статье, написанной в 1897. Он всецело стоял за публицистическую критику, ведя борьбу как против беспринципной критики, так и против "чистой эстетики". В 90-х гг. прошлого столетия, когда буржуазный критик Гр. (Кита) Абашидзе перенес в Грузию "эволюционную теорию" Брюнетьера, М. на страницах "Квали" [1897] дал марксистский анализ этой теории, вскрыв ее реакционную сущность.
М. боролся и против лжемарксистской критики меньшевика Гомартели.
В 1904 появились в печати работы М. о беллетристе Чонкадзе (еж.), которого буржуазная критика замалчивала ("Даниель Чонкадзе и его эпоха"). Разбирая произведение Чонкадзе "Сурамская крепость", М. пытается вскрыть классовые противоречия общества, определить социальный генезис творчества данного писателя.
Одной из последних работ М. в области марксистской критики является статья о группе грузинских символистов "Голубые рога" ("Жалкие люди", 1914). Появление этой группы M. связывает с наступлением реакции после 1905, когда в среде разочарованной мелкобуржуазной интеллигенции начинают укрепляться богемные и мистические настроения.
С самого начала своей лит-ой деятельности М. ведет борьбу против стилистической неряшливости и искажения грузинского яз., давая вместе с тем решительный отпор всяким шовинистским тенденциям по линии чрезмерной и вредной "грузинизации" научной терминологии.
В послереволюционные годы, развивая большую деятельность по заданиям партии, М. не имеет возможности систематически продолжать работу в области лит-ой критики.
Несмотря на это М. недавно издал книгу о Ниношвили — первом марксисте-беллетристе.
М. является также самым крупным историком-марксистом в Грузии; ему принадлежат труды: "Грузия в XIX в.", "1905 г. в Закавказье", "К 30-летию существования Тифлисской организации" и "Установление советской власти в Грузии". Библиография: I. Роль литературы в раскрепощении крестьян, "Астраханский листок", 1911, № 46; Белинский как литературный и общественный деятель, "Астраханский листок", 1911, № 114; К тридцатилетию существования Тифлисской организации, Тифлис, 1925; Очерки по истории революционного движения на Кавказе, Тифлис, 1927; Грузия в XIX в., "Труды Первой всесоюзной конференции историков-марксистов", т. I, М., 1930; История Грузии, ст. в XIX т. "БСЭ", под ред. Махарадзе.
На грузинском яз.: Полное собр. сочин. (вышло 6 тт.), Тифлис, 1925—1929; 1905 г. в Закавказье, Тифлис;
Установление советской власти в Грузии;
Грузия в XIX в., журн. "Мнатоби", 1926, №№ 2, 3; Э. Ниношвили, Грузгиз, 1930. II. ССР Грузии, ст. в "БСЭ". III. Автобиография Махарадзе, журн. "Летопись революции", Тифлис, 1923. Д. Джанелидзе. {Лит. энц.}