Макаров Аполлон Николаевич
— генерал от инфантерии, известн. воен. педагог и писатель.
Род. в 1840 г., начал службу в 1856 г. мичманом в 16-м флот. экипаже, в 1859 г. окончил курс "офицер. классов" мор. корпуса (ныне Николаевская мор. академия), а в 1864 г. был прикомандирован ко 2-й СПб. воен. гимназии на должность восп-ля. Оцененный по дост-ву как выдающийся прирожден. педагог.
М. в 1869 г. по Выс. повелению был командирован за границу для ознакомления с устр-вом учебн. и исправит.-воспитат. зав-ний Пруссии, Бельгии и Швейцарии.
В след. году был назначен дир-ром учительск. семинарии воен. ведомства, а в 1878 г. — дир-ром 2-й Моск. воен. гимназии и в конце того же года — дир-ром 2-й СПб. воен. гимназии.
На этом посту М. пробыл до 1891 г., когда был назначен дир-ром Педагог. музея в.-учеб. зав-ний. Кроме своего прям. дела, М. часто исполнял особые серьез. поручения.
Так, в 1896 г. он был командирован в Н. Новгород для заведования воен. отделом всерос. выставки, в 1900 г. был представ-лем от воен. мин-ства в Высоч. учрежденной при мин-стве нар. просвещения комиссии по обсуждению существующего строя средн. школы, а в след. году — членом комиссии по преобраз-нию средн. школы. С 1900 г. М., оставаясь дир-ром Педаг. музея, становится руков-лем педаг. курсов для подготовки офицеров-воспитателей к педаг. деятельности.
Курсы эти — всецело создание М.; многолетн. опыт привел его к убеждению, что неудовлет-ворит. резул-ты, достигаемые воспитанием в кадетск. корпусах, объясняются, гл. обр., тем, что офицеры поступают на должность восп-ля без всякой подготовки к тому трудному, серьез. и ответств. делу, которое берут на себя. Это убеждение и привело М. к мысли о необходимости организовать такие курсы, на которых офицеры могли бы получать педаг. подготовку.
В 1903 г. были учреждены и учительские курсы; труды по их орг-зации и руководит-ву опять-таки выпали на долю М. Беззаветно любя науку и относясь с глубок. уважением к ее представ-лям, М. сумел привлечь на курсы выдающихся в педагог. мире лиц и берег и лелеял курсы как "родное дитя". В истории развития рус. педагог. мысли имя М. достойно занять место рядом с именами Пирогова и Ушинского.
В 1906 г. М., не сочувствовавший тем нов. веяниям, которые стали проникать в учебно-воспит. дело наших кадетск. корпусов, вышел в отставку.
Из литер. трудов М. отметим следующие: "Первонач. уроки из математ. и географии" ("Пед. Сб.", 1867, IX и X); "Воспитат.-исправит. зав-ния в Германии" ("Пед. Сб.". Кн. V и VI); "Педаг. курсы для подготовления офицеров в воспитательной деятельности в кадетск. корпусах" (СПб., 1902—1904); "В.-педаг. наброски" (сб. "После войны", СПб., 1907. Вып. 2, и "Думы после войны", СПб., 1907). Кроме того, с 1891 по 1906 г. М. ежегодно составлялся "Кратк. обзор деятельности Педаг. музея в.-учебн. зав-ний", выходяший в виде приложения к журн. "Пед. Сб.". М. состоит сотрудником "Воен. Энциклопедии" (А. Н. М. "Пед. Сб.", 1906, № 5; Д. И. Тихомиров.
Педагог по призванию. "Педаг. лист.", 1906. Кн. V; "Рус. Школа", 1906, № 5—6; 50-летн. юбилей А. Н. М. — сборн. 1906, изд. Д. Ломана;
Труды руков-лей и слуш-лей педаг. курсов в.-учебн. зав-ний, посвященные А. Н. М. в день юбилея, СПб., 1906; А. Н. М. о наших в.-учебн. заведениях, "СПб. Вед.", 1907, № 68 и 159). Продолжал оставаться директором музея. Умер 27 апреля 1917 г. в Петрограде, погребен в собственном имении в Витебской губернии.
Некролог: Новое время. 1917. 26 и 29 апреля. {Воен. энц.}