Майков Василий Иванович
(1728—1778) — даровитый поэт, сын ярославского помещика, служил в Семеновском полку, позже был товарищем московского губернатора, прокурором Военной коллегии, главным членом конторы мастерской и оружейной палаты.
Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение "Военной науки" Фридриха II (М., 1767; 2 изд. 1787) и "Превращений" Овидия сделал с чужого прозаического перевода.
Недостаток образования М. восполнил общением с Сумароковым, Херасковым и др., вращался также в обществе масонов, в 1775 г. был великим провинциальным секретарем Великой провинциальной школы, в Москве сошелся с Шварцом и способствовал знакомству последнего с Новиковым; но масонство не отразилось в произведениях М. Он написал значительное количество од, духовных стихотворений и др. лирических пьес, по всем требованиям ложноклассической пиитики; но не без стремления к простоте в постройке стихотворной фразы. Иногда он пользуется мотивами народности и современной действительности; так, напр., в оду "Война" (1773) поэт включил жалобу земли к Богу на грешников — мотив, заимствованный им из народных духовных стихов.
Сочетание столь разнородных элементов ставит лирические произведения М. на рубеже между двумя периодами русской лирики XVIII в., нашедшими себе типическое выражение в одах Ломоносова, с одной, и в поэзии Державина — с другой.
В драматических сочинениях М. хотя и подражал Сумарокову, но не остановился на героической трагедии (напр. "Агриопа", М., 1775; 2 изд. М., 1787), а написал в духе "комических опер" того времени пастушескую драму с музыкой "Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" (М., 1777), в которой изображал русских крестьян аркадскими пастушками во вкусе Флориана.
Наиболее талантливые произведения М. — его комические поэмы ("Игрок Ломбера", 1762; 3 изд. М., 1774; "Елисей, или Раздраженный Вакх", 1771; 2 изд. М., 1788), басни и сказки, которые по содержанию и духу соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой, переводной и заимствованной, но отчасти и оригинальной, зародившеюся у нас в XVII в. Героем поэмы "Елисей" является ямщик, которого Вакх, раздраженный на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения.
Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая по временам те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII-XVIII вв. Бесстыдство описания заслоняет основную сатирическую струю поэмы. В баснях М. намечен ряд типов, почерпнутых из живой действительности.
Таков тип русского барина-помещика (басни "Повар и портной", "Неосновательная боязнь", "Господин со слугами в опасности жизни") с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом и тип русского простолюдина (басни "О хулителе чужих дел", "Общество" и др.) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжелому труду над "пашенкою святою". Черты этого типа обрисованы М. с живым сочувствием.
Сочинения М. очень ценились современниками, как видно из отзыва в словаре Новикова.
Следующее поколение находило их низкими и грубыми, что и выразилось в одной эпиграмме Хемницера.
Мало-помалу сочинения М. спустились, по словам М. А. Дмитриева, в "особый, не высший круг читателей". "Сочинения" М. изд. в СПб. в 1809, потом в 1867 г., под ред. П. А. Ефремова и с биографическим очерком Л. Н. Майкова, вышедшим тогда же отдельно, а впоследствии перепечатанным в его сборнике "Очерки из истории русской литературы XVII и ХVIII в." (СПб., 1889), а также в "Русской поэзии" С. А. Венгерова (вып. II, СПб., 1893), вместе с более выдающимися произведениями поэта. {Брокгауз} Майков, Василий Иванович поэт, р. 1724, † 1778 г. Дополнение: Майков, Василий Иванович, род. 1728, † 17 июля 1778 г. {Половцов} Майков, Василий Иванович [1728—1778] — популярный русский писатель XVIII века. Родился в богатой дворянской семье капитана лейб-гвардии Семеновского полка. Служил в гвардии, затем был товарищем московского губернатора; тесно связанный с масонскими кругами, Майков в 1778 был избран герольдмейстером ордена.
Вторая половина XVIII века характерна все более четко обрисовывающейся дифференциацией дворянства в связи с проникновением элементов капитализма в с. х. Соответственно с этим в дворянской литературе намечается значительное расслоение, определяющееся различным отношением к капитализму тех или иных прослоек дворянства.
В частности выделяется стиль консервативного дворянства, основным содержанием которого является борьба против капитализма, обличение городских обычаев, восхваление сельского уклада — комплекс настроений, с такой четкостью развернувшийся впоследствии в русском сентиментализме (см.). М. является одним из ранних представителей этой стилевой линии дворянской литературы, опиравшимся на консервативное крупнопоместное сельское дворянство.
Эти тенденции М. выливаются преимущественно в двух направлениях; к первому относятся произведения сатирического характера, в которых он нападает на городскую культуру, на откупщиков, которые "всех грабили, себя обогащали" ("Елисей, или раздраженный Вакх", поэма в 5 чч.), картежную игру, губящую людей ("Игрок Ломбера") и т. д. Наряду с этим резким отталкиванием от нарождающихся элементов буржуазного уклада М. выступает как певец идиллической пастушеской жизни ("Деревенский праздник, или увенчанная добродетель" — "Пастушеская драма с музыкой"). Так, он изображает любовь пастушка и пастушки (Медор и Надежда), которых соединяет добрый помещик: "Се достойная награда/ Пламенеющих сердец,/ Вы мне будьте вечно чада,/ Я вам буду всех отец". На это крестьяне отвечают: "Мы своей всегда судьбою/ Все довольны и тобою.../ Ты нам барин и отец". Помещик далее развивает теорию о том, что долг крестьян "нам повиноваться и служить исполнением положенного на них оброка, соразмерного их силам, а наш — защищать их от всяких обид и даже, служа государю и отечеству, за них на войне сражаться и умирать за их спокойствие". Здесь опять-таки подчеркнуто (как позднее в сентиментализме) отталкивание от города ("не пойду в него вовеки, он мне кажется тюрьмой") и восхваление сельской простоты, нетронутости, чистоты нравов и т. д. Эти же мотивы развертываются и в эклогах М. ("Аркас", "Цитемель"). М. — один из первых дворянских писателей, обращающий внимание на крепостных, идиллически изображающий их отношения "отцов и детей" и пытающийся в борьбе с капитализмом объединить вокруг себя силы деревни и выступить в качестве ее "защитника" от капитализма. "Нравоучительные басни и сказки" Майкова не представляют особенного интереса и продолжают традицию Сумарокова (см.). Последний период деятельности Майкова характеризуется его масонской ориентацией и религиозной направленностью творчества.
В ряде духовных стихотворений: "Оды", "О царе мира", "О страшном суде", "Преосв.
Платону", "Ищущим мудрости", "Счастье", Майков разочарованно спрашивает: "Чем же свет нам столь прелестен,/ И коль всему конец известен?/ Что же в нем не суета" и т. д. Стиль М. характеризуется, как позднее у Державина, резкой двойственностью: с одной стороны, элементами классицизма (см.) — сюда относится его трагедия "Агриопа", — а с другой — определенным стремлением к простоте, естественности, разговорности, даже грубости ("Елисей"). Библиография: I. Сочин. и переводы, со статьей о его жизни и сочинениях и примеч.
Л. Н. Майкова, СПб, 1867 (изд. 1-е, СПб, 1809). См. также "Русская поэзия", под ред. С. А. Венгерова, выпуск II, СПб, 1893, и вып. VI, СПб, 1897 (Полное собр. басен, эклоги, поэмы, со вступ. ст. Л. Н. Майкова). II. Биографический очерк, сост. Л. Н. Майковым (где имеются и все необходимые указания на литературу) в значительно пополненном виде вошел в сб. его статей.
Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII вв., СПб, 1889. III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917. Л. Т. {Лит. энц.}