Ляудис Валентина Яковлевна
Заместитель декана факультета психологии по научно-методической работе (1987). Родилась в 1932 г. в Симферополе.
Окончила отделение психологии философского факультета в 1955 г. Кандидат психологических наук (1967), доктор психологических наук (1979), профессор кафедры педагогической психологии и педагогики факультета психологии (1984). Член специализированных по защите кандидатских диссертаций (заместитель председателя, 1991) и докторских диссертаций (1979), заместитель председателя Совета по психологии УМО университетов России (1988); член Общества психологов СССР (1962). Награждена медалью "Ветеран труда". Удостоена почетного звания "Заслуженный профессор МГУ" (1996). Область научных исследований: психология развития, психология обучения и воспитания, общая и социальная психология.
Выявила и впервые описала функциональную структуру и условия развития четырех генетически различных форм памяти: бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики; переходной, внешне опосредствованной памяти; осознаваемых произвольных процессов памяти и метапамяти.
Установила специфику процесса функционального развития памяти, связанную с ростом готовности к предстоящему посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему.
На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построила программы обучения письменной речи, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школе. Научно-исследовательская работа в последние 15 лет направлена на создание концепции учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя с учениками.
Проектирование сотрудничества между учителем и учениками и в группах учеников в естественных условиях обучения позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения, составляющих социально-психологические предпосылки взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения.
Прикладной аспект этих исследований нашел отражение в программах повышения психолого-педагогической и социологической компетентности преподавателей вузов и учителей школ, которые реализуются в настоящее время. Читает общие курсы лекций: "Педагогическая психология", "Методика преподавания психологии"; спецкурсы: "История возрастной и педагогической психологии", "Социо- и онтогенез памяти", "Психология формирования юношеской личности". Ведет спецсеминар: "Психологические основы инновационного обучения". Подготовила 17 кандидатов наук и 2 докторов наук. Опубликовала 110 научных работ.