Лятошинский Борис Николаевич
род. 3 янв. 1895 в Житомире, ум. 15 апр. 1968 в Киеве. Композитор.
Нар. арт. УССР (1968). Окончил в 1918 юридич. ф-т Киевского ун-та, в 1919—Киевскую конс. по кл. композиции Р. М. Глиэра.
С 1920 преподаватель (с 1935 проф.) Киевской конс. по кл. композиции и оркестровки.
В 1935—1938 и 1941—1944 преподавал также в Моск. конс. В 1939—1941 пред. правления Союза композиторов УССР. Гос. премии СССР (1946, 1952). Соч.: оперы — Золотой обруч (по повести И. Франко "Захар Беркут", Киев, 1930, 2-я ред. Львов, 1971), Щорс (Полководец, Киев, 1938); для солистов, хора и симф. орк. — Торжественная кантата (сл. М. Рыльского, 1939); для хора и симф. орк. — кантата Заповит (сл. Т. Шевченко, 1939); для симф. оpк. — симфонии: I (1918, 2-я ред. 1967), II (1936, 2-я ред. 1940), III (1951, 2-я ред. 1954), IV (1963), V (Славянская, 1966), Фантастический марш (1920), Увертюра на четыре укр. нар. темы (1926), сюита из оперы "Золотой обруч" (1928), увертюра к опере "Полководец" (1938), поэма Воссоединение (к 10-летию воссоединения Украины, 1949), сюита из музыки к фильму "Тарас Шевченко" (1952), из музыки к трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" (1955), поэмы Гражина (по А. Мицкевичу, 1955), На берегах Вислы (1958), Славянская увертюра (1961), Польская сюита (1961), Лирическая поэма памяти Р. Глиэра (1964), Сюита на славянские темы (1967); для ф-п. и симф. орк. — Славянский концерт (1953); для голоса и симф. оpк. — Три романса на тексты старинных китайских поэтов (1925), два романса: Послание в Сибирь (сл. А. Пушкина) и Элегия (сл. К. Рылеева; оба 1951); для дух. оpк. — Торжественный марш (1931), походные марши (1932, 1936); для ф-п., 2 скр., альта и влч. — Украинский квинтет (1942, 2-я ред. 1945); для 2 скр., альта и влч. — квартеты: I (1915), II (1922), III (1928), IV (1943), V (1944); для квартета дерев. дух. инстр. — Сюита (1944); для ф-п., скр. и влч. — трио (1922, 1942); для скр. и ф-п. — Соната (1926), Три пьесы на нар. тадж. темы (1932); для влч. и ф-п. — Две мазурки на польские нар. темы (1953); для альта и ф-п. — Ноктюрн, Скерцо (1963); для валторны и ф-п. — Мелодия (1951); для ф-п. — сонаты: I (1924), II (Соната-баллада, 1925), цикл Отражения (7 пьес, 1925), Баллада (1929), Сюита (1942), Пять прелюдий (1943), Концертный этюд (1965); для голоса, струн. квартета, кларнета, валторны и арфы — Два романса на стихи К. Бальмонта (1923); для голоса и ф-п. — циклы: Лунные тени (сл. П. Верлена, И. Северянина, К. Бальмонта, О. Уайльда, 1923), Из Метерлинка (1924), 4 романса на сл. А. Пушкина (1936), 5 романсов на сл. И. Франко (1940), романсы на сл. П. Шелли, М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, Г. Гейне, А. Плещеева, И. Бунина, А. Блока, М. Рыльского, В. Сосюры, Л. Первомайского и др.; для хора — Времена года (сл. А. Пушкина, 1949), циклы: на сл. Т. Шевченко (1951), на сл. А. Пушкина (1952); музыка к драм. спектаклям, музыка к фильмам, в т. ч. "Тарас Шевченко" (1951); обр. нар. песен — для голоса и ф-п.: сб. Десять укр. нар. песен (1937), 15 укр. нар. песен (1941), Укр. нар. песни (1941), 5 укр. нар. песен (1941), для хора без сопр.: Укр. нар. песня (1942); ред. и оркестровка соч. Н. Лысенко (в т. ч. опера "Энеида", 1927, "Тарас Бульба" в ред. Л. Ревуцкого, 1936—1937), Ц. Пуни, Р. Глиэра.