Ляров Александр Андреевич
(Ляров — сцен. псевд.; наст. фам. Гиляров) [1839, г. Сапожок Рязан. губ. — 1 (14).5.1914, Петроград] — арт. оперы (бас) и камерный певец. Род. в семье священника.
Окончил Рязан. семинарию, где пел в церковном хоре. С 1862 обучался пению в Петербурге у Ф. Фриде-ричи, затем в Бесплатной муз. школе у Г. Ломакина, в 1867 брал уроки пения у А. Лодия. В 1869 дебютировал в партии Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки) на сцене Киев. оперы. В 1869 поступил в Петерб. конс. (кл. К. Эверарди), где занимался до 1871. В 1871—75, 1878—87 и в 1889—90 выступал на оперных сценах Киева, Одессы, Новочеркасска, Харькова, Тифлиса, Таганрога.
В 1875—78 солист моск. Большого т-ра, в сезоне 1887/88 дебютировал в партии Сусанина в петерб.
Мариинском т-ре, в 1889 принимал участие в спектаклях киев. Оперного товарищества под упр. И. Прянишникова.
До 1894 выступал в провинциальных сценах и в Петербурге, а позднее эпизодически также пел в концертах.
В 1888 в составе антр. В. Любимова, гастролировал в Германии (Берлин), Англии (Лондон, Ливерпуль, Манчестер, Бирмингем) и Дании (Копенгаген).
Обладал редким по красоте и силе голосом густого, мягкого "бархатного" тембра и обширного диапазона, прекрасной вокальной школой, актер. темпераментом; имел яркую сцен. внешность.
Исп. отличалось задушевностью, тонким чувством стиля. П. Чайковский писал о голосе певца, что он "не имеет себе равного в России"*, отмечал сцен. мастерство арт. в партии Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки, в этой партии выступил 238 раз). 1-й исп. в Берлине партии Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки, т-р "Виктория", антр. В. Любимова, 6 мая 1888). Среди др. лучших партий: Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Каспар ("Вольный стрелок"), Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"). Др. партии: Старый слуга, Старик-странник;
Пьетро, Оровез.
Партнеры: П. Богатырев, А. Додонов, Е. Кадмина, Л. Люценко, М. Медведев, А. Святловская.
Пел п/у И. Альтани, Э. Направника, П. Шуровского.
Л. был замечательным камерным певцом.
С особой выразительностью исп. вокальные произв.: "Приют" и "Ave Maria" Ф. Шуберта, "Будь я царем" И. С. Баха, "Два гренадера" Р. Шумана, "Старый капрал" А. Даргомыжского, "Любовь мертвеца" Ц. Кюи. В последние годы жизни работал чиновником военного ведомства.
Лит.: Киевская русская опера в 1869—70 годы. Заметки В-а. — Киев. 1870. С. 9, 19, 40; Русская опера в Киеве в сезон 1871—72. — Киев. 1872. С. 17—18, 26, 28, 34; Н. А. С. Памяти А. А. Лярова // Театр и искусство. 1914. № 19; Чайковский П. И.* Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 219, 220, 265; Кузьмін М. І. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972. С. 151 — 152.