Луканин Василий Михайлович
[27.4(9.5). 1889, с. Дуброво Осинского у., ныне Перм. обл. — 10.10.1969, Ленинград] — арт. оперы (бас-баритон), педагог.
Засл. арт. РСФСР (1940). Образование получил в Перм. духовном уч-ще, с 14 лет рук. большим хором. В юности жил в Соликамске, где выступал в любительских концертах.
Пению обучался в 1909—13 на частных курсах у И. Томарса в Петербурге.
С 1909 пел в хоре петерб. т-ра "Зимний буфф". В 1912—17 выступал в петерб. оперных т-рах: "Луна-парк", "Троицкий театр миниатюр" (1913), Нар. дом, Т-р муз. драмы (1914). В 1918—22 работал в оперной антр. М. Максакова, с к-рой гастролировал в Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Омске, Иркутске.
В 1924—34 пел на оперных сценах Москвы ("Свободная опера", до 1925), Киева (сезон 1925/26), Свердловска, Перми, Горького, Саратова, Астрахани (1927—28), Баку (1929—30), Саратова (сезон 1931/32), Тбилиси (Т-р им. П. Палиашвили, 1932—34). В 1934— 58 солист Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова.
Обладал глубоким голосом широкого диапазона (с одинаковым успехом пел не только басовые, но и баритоновые партии).
Отличался высоким вокальным мастерством, сцен. обаянием. 1-й исп. партий: Вакулинчука ("Броненосец "Потемкин""), Кума ("Сорочинская ярмарка", инструментовка Ц. Кюи), в Петрограде — Монаха ("Дон Карлос"); в Баку — Пугачева ("Орлиный бунт"); в СССР — Лунардо ("Четыре деспота"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан, Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Кончак, Владимир Галицкий, Досифей, Борис Годунов, Пимен, Гремин, Томский, Кочубей, Салтан;
Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Нилаканта.
Др. партии: Варлаам;
Марсель ("Гугеноты"), Спарафучиле, Линдорф, Коппелиус, Дапертутто.
Миракль;
Стенька Разин, Свенгали, Дед Семен. Партнеры: Л. Андреева-Дельмас, М. Бочаров, К. Держинская, П. Журавленко, Ф. Мухтарова, И. Нечаев, Г. Нэлепп, Ф. Шаляпин, И. Яшугин.
Пел п/у М. Голинкина, С. Ельцина, A. Пазовского, Г. Фительберга, Б. Хайкина.
В 1922—24 выступал с концертами в Китае (Пекин, Шанхай, Харбин и др. города).
В годы Великой Отечественной войны выезжал на фронт, где выступал перед солдатами.
В камерном репертуаре мастерством исп. отличались романсы М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, С. Танеева, Н. Метнера, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Э. Грига. С 1948 вел пед. деят-сть в Ленингр. т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова.
В 1956—68 преподавал в Ленингр. конс. (с 1965 проф.). Ученики: B. П. Малышев, Г. Исаханов, Е. Нестеренко.
Г. Селезнев.
Л. был многие годы членом Худож. совета Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова и членом редколлегии многотиражной газеты "За сов. искусство", являлся автором статей, посвященных творчеству театр. артистической молодежи, рецензий в периодич. печати.
Имеется портрет певца в роли Деда Семена худож. Н. Пилыцикова (ГЦТМ). Записывался на грампластинки.
Партия Деда Семена ("Семья Тараса") — в ГЦММК; Архив. записи. — Ленингр. отд. фирмы "Мелодия". Соч.: Мой метод работы с певцами // Сост. и общ. ред. Е. Нестеренко. — Л., 1972; Обучение и воспитание молодого певца. — Л., 1977. Лит.: Пpонин А. Пример преданности искусству // За сов. искусство (Л.). 1952. № 15. C. 3; 45 лет на сцене // Там же. 1954. № 7. С. 4; Одаренный педагог // Муз. кадры (Л.). 1964. № 8; Исаханов Г. С теплотой сердца // Там же. 5 дек. 1966; В. М. Луканин. (Некролог) // Там же. 1969. 22 дек.; Барсов Ю. Вехи творческого пути В. М. Луканина // Луканин В. Мой метод работы с певцами. — Л., 1972. С. 33—41; Бакуменко В. Вокальный метод профессора В. М. Луканина // Сов. артист. 1973. № 4; Нестеренко Е. Слово об учителе // Там же. С. 42—43; Его же. В классе профессора Ленинградской консерватории В. М. Луканина // Вопросы вокальной педагогики. — Л., 1982. Вып. 6; Его же. Размышления о профессии. — М., 1985. С. 143— 151.