Лодыженский Митрофан Васильевич
(1862—1917) — религ. философ, писатель, мистик.
Л. развивал идеи эзотерической филос. в их применении к христианству.
Концепция Л. отвечает духу мировой традиции "рационального мистицизма", обосновывающего онтол. смысл и гносеол. параметры анализа сферы мистического.
Л. разрабатывает, по существу, как и Е.П.Блаватская, В.Шмаков, Л.А.Тихомиров и др., пути синтеза филос., религии и мистики, а на индивидуальном уровне — синтеза знания и откровения.
Л. знал инд. йогическую традицию мысли, проводил аналогии между православной и инд. мысли. Для Л. осн. категория филос. и религии — "мистика". Методол. основой понимания мистики является идея непрерывного взаимодействия мира феноменального (физ.) и мира ноуменального (Свет Незримый).
Закон каузальности трансформирует временные феномены в соответствии с их вечными незримыми аналогами.
Задача истинного знания — регистрировать присутствие Незримого мира в экзистенции феноменов.
Пути постижения тайны, по Л., требуют особых условий и внутр. настройки собственного духа, что нагляднее всего просматривается в образе жизни инд. йогов и православных святых.
Типичный для них отшельнический образ жизни развивает в человеке сверхспособность — "сверхсознание", к-рое способно к прямому восприятию тайны бытия. Принципиальными для мистической филос. Л. являются моменты, во-первых, существования особого носителя восприятия внечувствен-ной реальности — сверхличного "Я" (сверхсознание), и, во-вторых, "разносущности" мистического (дифференциация незримого по Иерархии от нерукотворного непреходящего Света до темных сил). Нравств. идеи Л. получают онтол. обоснование в существовании сил Света и Тьмы, божественного и сатанинского начал. Их неуравновешенность отражается на человеке, делая его "рассыпающимся", и только откровение высшего бытия может вернуть ему устойчивость.
Откровение — самая большая тайна тайн; оно придает смысл человеч. феноменальному бытию, и в то же время является единственным ключом к "Незримому Свету", доступному внутр. миру человека.
Соч.: Сверхсознание и пути к его достижению.
Индусская Раджа-Йога и христианское подвижничество.
СПб., 1911; Свет Незримый.
Из области высшей мистики.
СПб., 1912; Темная сила. Пг., 1914; Мистическая трилогия.
Т.1. Сверхсознание.
Петроград, 1915; Враги Христианства.
Петроград, 1916.