Лютш Карл Яковлевич
— композитор (1843—1899). Редактировал сборники инструктивного характера ("Техника фортепьянной игры", "Собрание пьес средней трудности" и др.), писал фортепьянные этюды и др. {Брокгауз} Лютш, Карл Яковлевич — род. в 1843 в Германии, ум. 6 июня 1899 в Бланкенбурге (Гарц). Игре на фп. учился у Мошелеса, теории музыки у Кроля и Киля. Около пятнадцати лет состоял сначала преподавателем (адъюнкт Дрейшока), а затем профессором игры на фп. при СПб. консерватории, откуда ушел 1887 из-за разногласия с А. Рубинштейном.
По уходе из консерватории был до смерти преподавателем и одним из директоров СПб. музык. школы. Пользовался хорошей репутацией как преподаватель; под его редакцией изданы сборники инструктивных пьес и этюдов ("Repertoire de pieces etc.", "Bibliotheque de pieces etc.", 3 серии), "Техника фортепианной игры" (4 тетр.), целый ряд сборников этюдов и упражнений; "Собрание пьес средней трудности" для фп. в 4 руки). Напечатаны также собственные фортепианные этюды и переложения Л. для начинающих.
Сын его, Вольдемар (Владимир Карлович), род. 16 мая 1877 в СПб.; ученик отца; концертировал в Германии и составил себе там имя, как пианист; живет в Берлине.
Лядовы — фамилия семейства, к которому принадлежат музыкальные деятели трех поколений: 1) Александр Николаевич, балетный дирижер; сын капельмейстера Николая П. Лядова, род. в СПб. 1814, ум. 21 марта 1871 там же. Образование получил в СПб. театральном училище, где теорию музыки изучал у Соливы.
По окончании училища несколько лет состоял оркестровым скрипачом; 1847—1871 был дирижером оркестра СПб. балета; кроме того, управлял придворным бальным оркестром.
Сочинил музыку для нескольких балетов ("Пахита", "Сатанилла"). Брат его — 2) Константин Николаевич, оперный дирижер, род. 28 апреля 1820 в СПб., ум. 7 декабря 1868 там же. Образование получил в СПб. театральном училище, где теорию музыки изучал у Соливы.
Пробыв затем несколько лет оркестровым музыкантом, Л. сделался 1850 (после К. Альбрехта) дирижером казенной русской оперы; в начале 1868 он по болезни оставил это место и был заменен Направником.
Л. был даровитым дирижером-практиком; на тонкости оттенков он, впрочем, обращал мало внимания.
При нем начало подыматься значение русской оперы, достигшее апогея при его преемнике.
Л. написал несколько романсов и др. композиций, из коих особенной известностью пользовалась фантазия для хора и оркестра на народную песню: "Возле речки, возле моста". Сын его — 3) Анатолий Константинович, талантливый композитор; род. 29 апреля 1855 в СПб. Ученик отца (причем еще будучи мальчиком девяти лет, занимался уже композицией) и затем СПб. консерватории, курс которой блестяще окончил в 1877 по классу композиции Римского-Корсакова.
В 1878 приглашен был преподавателем обязательного класса теории в ту же консерваторию, где состоит и поныне в звании профессора, руководя собственным классом композиции и специальным классом гармонии (с 1900). Кроме того, с 1885 преподает теорию музыки в придворной певческой капелле.
Лекции Л. по гармонии послужили между прочим важным материалом при составлении известного учебника гармонии его учителя, Римского-Корсакова.
Вместе с Балакиревым и Ляпуновым состоит членом песенной комиссии при Имп. Рус. Географическом Обществе.
Как композитор Л. посвятил свои силы главным образом фп.; в этой области он является представителем изящного, преимущественно миниатюрного жанра, отчасти в духе Шопена, но с привнесением новых, окрашенных в чисто русский колорит, элементов.
Последним отличаются и вокальные вещи Л. Им написаны: А. Для фп.: op. 2 ("Бирюльки"), 3 (6 пьес), 4 (арабески), 5 (этюд), 6, 7 и 8 (Intermezzi), 9, 10 (прелюд., мазур.), 11 (тоже), 12 (эт.), 13 (4 прел.), 15 (2 маз.), 17, 20, 21 ("Про старину", баллада), 23 ("На лужайке"), 24 (2), 25 ("Идиллия"), 26, 27 (3 прел.), 29 ("Марионетки"), 30, 31, 32 ("Музык. табакерка"), 34 (3 канона). 35 (вариации на тему Глинки), 36 (3 прел.), 37 (эт.), 38 (маз.), 39 (4 прел.), 40 (эт. и прел.), 42 (маз. и прел.), 44 (баркарола), 46 (прел.), 48 (эт. и канцонетта), 51 (вариации на польскую песню), 52 (3 балетных пьесы). В. Для пения соло (с фп.): op. 1 (4 романса), 14, 18, 22 (в каждом по 6 детских песен на народн. слова), 45 (10 русских народных песен для женск. голос.), 43 (сборник русск. пародн. песен), 120 песен русского народа (3 сборн.). С. Для хора: op. 28 (заключит. сцена из "Мессинской невесты" Шиллера, смешан. хор с орк.), 47 ("Слава", жен. хор с 2 арфами и 2 фп. в 8 рук), 50 (прощальная песня воспитанниц института, жен. хор с фп.), "Величание" В. Стасова 1894 (женск. хор). D. Для оркестра: op. 16 (1-ое скерцо), 19 ("Сцена у корчмы", мазурка), 49 ("Польский", памяти Пушкина).
Кроме того, Л. принадлежат части совместно написанных произведений: 4 фортепианные пьесы в известных "Парафразах" Бородина, Кюи, Р.-Корсакова и Л. на детскую тему; Скерцо в струнном квартете "В-la-f"; часть в квартете "Именины"; 3 части в "Фанфарах" к юбилею Римского-Корсакова (1890); часть фортепианной кадрили в 4 руки "Badinage", Мазурка, сарабанда и фуга в "Пятницах" — сборнике пьес для квартета. {Риман}