Люлька Архип Михайлович
[р. 11 (24) марта 1908] — сов. конструктор авиационных двигателей, проф. Чл. КПСС с 1947. После окончания в 1931 Киев. политехнич. ин-та работал на Харьков. турбогенераторном з-де, в 1933—39 — в Харьков. авиационном ин-те, где начал работу над проблемой применения газовой турбины в качестве авиационного двигателя.
В этот период Л. разработал теорию и методику построения высотных и скоростных характеристик турбокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя и научно обосновал целесообразность применения этого двигателя в качестве силовой установки скоростного реактивного самолета.
В 1937—39 Л. создал конструкцию первого экспериментального советского турбокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя.
В 1939—41 Л. работал в Центральном котлотурбинном ин-те в Ленинграде, а затем в других н.-и. и конструкторских организациях.
В послевоенные годы под руководством Л. были созданы современные мощные турбореактивные двигатели АЛ-3, АЛ-5. Л. разрабатывает ряд теоретич. вопросов: им дана аналитич. зависимость границы вырождения турбореактивного двигателя в зависимости от скорости полета (переход в прямоточный двигатель) и др. Люлька, Архип Михайлович (23.03.1908—01.06.1984) — советский конструктор авиационных двигателей, один из основоположников теории воздушно-реактивных двигателей, Герой Социалистического Труда (1957), лауреат Ленинской (1976) и 2 Сталинских (1948, 1951) премий, академик АН СССР (1968). В 1933—1939 гг. преподавал в ХАИ. В 1939—1941 гг. разработал конструкционную схему ТРДД. В 1941—1942 гг. работал на танковом заводе в Челябинске.
С 1946 г. гл. конструктор опытного завода.
В 1950—1960 гг. преподавал в МАИ. С 1957 г. — генеральный конструктор.
Под его руководством были созданы двигатели: ТР-1, ТР-3 (АЛ-5), ТР-7 (АЛ-7), АЛ-21Ф, АЛ-31Ф. В 1967—1984 гг. возглавлял Комиссию по газовым турбинам АН СССР. Его имя носит НПО "Сатурн", продолжающее разработку реактивных двигателей.
Люлька, Архип Михайлович Род. 1908, ум. 1984. Конструктор авиационных двигателей, создатель первого советского турбореактивного двигателя (1947). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1948, 1951), лауреат Ленинской премии (1976). Герой Социалистического Труда (1957). С 1968 г. академик АН СССР.