Литваков Моисей Ильич
[1879—] — историк еврейской литературы, критик, журналист и общественный деятель.
Род. в бедной еврейской семье в Черкасах (Украина).
Общественную деятельность Л. начал рано, в рядах сионистов, однако вскоре отошел от сионизма; в 1902 был одним из основателей еврейской националистически-меньшевистской партии "сионистов-социалистов" ("с.-с."). Он продолжал в ней работать и в годы реакции, когда большая часть интеллигенции замыкалась в узкий круг интимно-личных переживаний.
С февраля 1917 по август 1920 Л. — член ЦК "Объединенной еврейской социалистической рабочей партии", образовавшейся в результате объединения "с.-с." с националистически-народнической еврейской партией так наз. "сеймовцев". С момента слияния этой партии с реорганизованным в Комбунд Бундом [1920] Л. — член ЦК Комбунда.
Весной 1921 после самоликвидации Комбунда Л. вступает в ВКП(б). Все время существования ЦБ еврейских секций при ЦК ВКП(б) был членом ЦБ; с 1921 Л. — редактор центральной еврейской коммунистической газ. "Дер Эмес". В период существования изд-ва "Школа и книга" [1924—1928] Л. был главным редактором этого изд-ва. Л. состоит также преподавателем еврейского отделения Пединститута в Москве и действит. членом Институте, еврейской культуры при Укр. академии наук, членом президиума Комзета и Озета. Будучи одним из основателей и руководителей эсэсовской партии, Л. как на страницах партийной печати, так и в легальной демократической еврейской прессе отстаивал идеи социалистического территориализма, вел борьбу против еврейской синагогальной и ассимиляторски-фабрикантской олигархии и одновременно против Бунда, который партия "с.-с." обвиняла в ассимиляторских и слишком интернационалистических устремлениях и чрезмерном выдвижении лозунгов пролетариата в ущерб интересам непролетарской демократии.
Эта общая политическая установка Л. как теоретика и вождя "с.-с." сказалась и в его лит-ых работах.
Еврейская литературная критика до Октября развивалась в трех направлениях: буржуазно-сионистическом, во главе с Баал-Махшовесом (см.), националисти-чески-идишистском, во главе с Ш. Нигером (см.), выражавшим тенденции наиболее устойчивой части мелкой буржуазии, и в националистически-социалистическом, главным представителем которого и был Литваков.
Представитель евр. радикально-демократической мелкой буржуазии, Л. отстаивал идею секуляризации культуры еврейских трудовых масс. Не только классиков — Менделе-Мойхер-Сфорим, Переца, Шолом-Алейхема, — но даже Ш. Аша и А. Вайтера он рассматривал гл. обр. как борцов за "новые традиции", традиции секуляризованной светской культуры масс, творимой на евр. яз. и противопоставляемой как синагогальной, гебраистско-сионистической, так и культуре русифицирующейся буржуазии.
В критических исследованиях и статьях Л., отличавшихся сравнительно с работами других критиков свежестью и остротой мысли, идейный пафос проявлялся не столько в пропаганде социалистических идей, сколько в борьбе против гебраизма и сионизма за идишистскую националистическую культуру.
В этом направлении работы Л. оказали значительное влияние на радикальную мелкобуржуазную еврейскую интеллигенцию, в особенности благодаря их памфлетно-полемической заостренности.
Основные работы Л., опубликованные до вступления в ВКП(б), собраны им в сб. "In Umru" (т. I, Киев, 1918). Позднее Литваков осудил эти работы и отказался от них. Вступление в ВКП(б) заставляет Л. решительно изменить свои литературно-критические позиции.
Он становится одним из активнейших борцов за марксистскую еврейскую критику; подвергает переоценке дооктябрьскую еврейскую литературу в свете классового анализа; систематически публикует статьи о советской пролетарской еврейской литературе, об основных событиях еврейской лит-ой общественности в капиталистических странах.
Содействуя своими статьями переходу попутнической литературы на более левые позиции, выдвижению ряда пролетарских писателей — И. Фефера, Альбертона и др., воспитанию литературного молодняка (группа Jungwald), Л. делает однако ряд крупных ошибок правооппортунистического и националистического характера, выражающихся в примиренческом отношении к своему национал-меньшевистскому прошлому.
Л. отрицает классовую функциональность творчества Шолом-Алейхема, объявляя его писателем "безыдейным", недооценивает социальной, тем более политической значимости пионеров еврейской пролетарской литературы: Винчевского, Эдельштата, Бовшовера.
Игнорирует ряд писателей старшего поколения, вошедших в литературу еще до Октября, тем самым объективно затрудняя их творческое развитие.
Эстетско-формалистский критерий приводит его к недооценке правых тенденций в попутнической еврейской литературе.
Значительным явлением лит-ой деятельности Л. была его книга "Пять лет Госета"[ 1924]. Эта книга много содействовала революционизированию самого Госета и всей еврейской театральной жизни СССР. Однако многие высказывания Л. о Госете проникнуты формализмом и эстетизмом.
Свои ошибки Литваков подверг критике на страницах "Дер Эмес". На русском языке Л. до Октября напечатал в "Киевской мысли" под псевдонимом "Лиров" ряд критических статей о русской, западной и еврейской литератуpax, стоявших в методологическом отношении на уровне его еврейских работ той эпохи. За время своего пребывания в ВКП(б) Л. на русском языке печатается редко. Наиболее ценна его статья "Попустительство и упростительство", где он выступал против А. Воронского и "левых" загибов раннего напостовства.
Библиография: I. In Umru, B. I, Киев, 1919; В. IІ, M., 1926; Finf Jor Meluchiser Jid. Kamerteater, M., 1924; Af zwei Frontn, M., 1931. II. Rejzen Z., Lexicon fun der jid. Literatur, В. П. изд. 2-е, Wilno, 1927; Статьи Я. Бронштейна, X. Дунца, И. Ошеровича и др. в журнале "Rojte Welt", "Stern" и "Prolit"; "РАПП", № 3; "Пролетарская литература", № 4. III. Мандельштам Р., Художественная литература в оценке марксистской критики, изд. 4-е, М. — Л., 1928 (неполная библиография критических статей Литвакова на русском яз., напечатанных под псевдонимом "М. Лиров" без фамилии автора).
И. Н. {Лит. энц.}