Литовченко Александр Дмитриевич
— родился в Кременчуге в 1835 г., в бедной мещанской семье. По собственным рассказам А. Д., неохотно, впрочем, обращавшегося к своему раннему детству, он "почувствовал влечение к живописи очень рано и, несмотря на неблагоприятные условия жизни в глухом провинциальном городке, скоро приобрел навык в рисованье и постоянно возился с красками.
Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук". В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 гг. он получил 2 малые и 2 большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 г. за картину "Харон перевозит души умерших" малую золотую медаль.
Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушером в одной фотографии.
Знаменитое 9 ноября 1863 г. застало Литовченко еще в Академии; он присоединился к 12 конкурентам, отказавшимся от данной академическим советом программы на первую золотую медаль, и, вместе с остальными, покинул Академию, получив от нее диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и "может писать образа". По выходе из Академии Литовченко примкнул к "Петербургской художественной артели", а по распадении ее вошел в "Товарищество передвижных выставок", имевших столь серьезное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с 1878 г. свои произведения.
В 1868 г. за картину "Сокольничий" он получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства;
Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение 4-х лет работал над картиной "Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею"; однако представленная в 1874 г. в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях.
Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку.
С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко. Скончался Литовченко 16 июня 1890 г. "Литовченко не внес в русскую школу живописи ничего нового ни в смысле направления, ни в смысле художественных приемов.
Рисунок его был правилен и даже несколько академичен, колорит приятен, манера, что называется, сочная, композиция суха и неразнообразна.
Но, не оставив в русской живописи крупного следа после себя, Литовченко, тем не менее, не будете забыт, благодаря именно той роли, которую он играл при основании товарищества передвижных выставок.
За последние тридцать лет это основание товарищества является самым выдающимся событием истории живописи в России.
Товарищество несомненно оживило русскую школу, открыло новые пути и, не придавая товариществу того исключительного значения, которое ему придает г-н Стасов, можно, однако же, сказать, что товарищество было полезным учреждением не только для своих членов, но и вообще для русской живописи.
Литовченко служил этому делу искренно и горячо; хотя из его протеста, в смысле личной художественной деятельности, не вышло ничего, — он был, как основатель (sic) товарищества, одним из главных пионеров русского искусства" ("Всемирная Иллюстрация", 1890 г.). Как человек, Литовченко гораздо интереснее;
П. Полевой в своих воспоминаниях о художнике так характеризует его: "Он представлялся мне простым, наивным русским человеком, несколько способным к похвальбе и преувеличенью (как и все истинно русские люди), но чрезвычайно добродушным и симпатичным.
Особенно приятно поражала меня в Литовченке его любознательность, его желание узнать, как можно больше об излюбленной русской старине, его жадность в собирании и накоплении о ней сведений и всякого рода материалов.
Чуть бывало увидит новые фотографии, новые книги по археологии, сейчас ухватится за них, попросит дать ему на время — и все выспрашивает меня, и извлекает из-под спуда неизвестное ему и страстно любимое". Известны следующие его произведения: "Олимпийские игры" (Академическая выставка 1860 г.), "Царь Петр и царевич Иоанн, показываемые их матерью стрельцам" (Академическая выставка 1802 г.), "Тамара", за эту картину была объявлена художнику благодарность академического совета (Академическая выставка 1863 г.). В 1862—63 гг. Литовченко также написал "Лобзание Иуды" и "Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея", доставившие ему третью и вторую денежные премии, "Сокольничий" (с этой картины имеется офорт художника;
Академическая выставка 1868 г.), портреты г-на Зеленова и г-жи N (Академическая выставка 1869 г.), портрет М. В. Дурново (Академическая выставка 1874 г.), "Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею" (акварельный эскиз к этой картине в собрании С. С. Боткина;
Академическая выставка 1875 г.; ныне в музее Императора Александра III); портреты С. С. Андреевского и В. В. Вельяминова-Зернова (на Академическое выставке 1878 г.), "Офелия" и портрет Н. Н. Соковнина (VI Передвижная выставка 1878 г.), портрет г. Малакен, "Ставка проиграна" и портрет NN (VIII Передвижная выставка 1880 г.), портрет Марульки Трахтенберг (IX Передвижная выставка 1881 г.), "Боярыня Морозова" (XIII Передвижная выставка 1885 г.), "Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митр. Московского" (XIV Передвижная выставка 1886; ныне в Третьяковской гал.), "Боярыня" (ХVIII Передвижная выставка 1890 г.), "Сокольничьи царя Алексея Михайловича", 136 этюдов, эскизов и набросков (посмертная выставка художника, устроенная при XX Передвижной выставке 1892 г.), рисунки карандашом "Дамский портрет" и "Голова рыцаря" (вместе с "Сокольничьим" на Всемирной выставке в Париже 1867 г.), два портрета (вместе с "Грозным" на Всемирной выставке в Париже 1878 г.), "Христос в Гефсиманском саду" (вместе с "Сокольничьим" и "Грозным" на Всероссийской выставке в Москве 1882 г.), образа в храме Св. Николая на военном кладбище в Севастополе, 7 религиозных картин в храме Христа Спасителя в Москве, рисунки — "Рождество Христово", "Два этюда на одном листе" и "Поездка патриарха зимой" и портрет маслом В. Г. Швартц (все в Третьяковской гал.) и громадная коллекция его произведений в превосходном собрании Е. Г. Швартца.
Ф. И. Булгаков, "Наши художники на академических выставках", СПб., 1890. — Гнедич, "История искусств", ч. III. — Н. Собко, "Иллюстрированный каталог художественного отдела Всероссийской выставки в Москве 1882 г.". — Его же, "Иллюстрированные каталоги Передвижных выставок". — Бар. Н. Н. Врангель, "Музей Имп. Александра III", ч. I. — "Исторический Вестник", 1890 г., ХП, стр. 755—762. — "Артист", 1891 г., февр., № 13, стр. 202. — "Новое Время", 1890, №№ 5018, 5026, 5136; 1885 г., №№ 3223, 3225; 1886 г., № 3569. — "Новости", 1890, № 165. — "Петербургская Газета", 1885 г., №№ 40, 45; 1886 г., №№ 61, 64; 1890 г., №№ 44, 164. — "Петербургский Листок", 1878 г., № 51; 1889 г., № 57; 1890 г., № 165. — "Всемирная Иллюстрация", 1880 г., № 588; 1890 г., ч. II, стр. 58. — "Русский Мир", 1878 г., № 83. — "Новости", 1878 г., № 81; 1886 г., №№ 61, 63. — "Русские Ведомости", 1878 г., № 128; 1886 г., № 513; 1886 г., № 167; 1880 г., № 109. — "С.-Петербургские Ведомости", 1880 г., № 75; 1885 г., № 46. — "Московские Ведомости", 1880 г., № 119. — "Художественный Журнал", 1885 г., II—IV, стр. 126—127, 186—195, 248—262. — "Художественные Новости", 1885 г., №№ 5 и 6; 1886 г., № 7; 1889 г., № 6, стр. 145—152. — "Русская Мысль", 1885 г., V, стр. 104—126; 1886 г., № 4, стр. 163—180; 1889 г., V, 188—195. — "Северный Вестник", 1886 г., III, стр. 218. — "Русский Курьер", 1886 г., № 107; 1889 г., № 107. — "Сын Отечества", 1889 г., №№ 54 и 61. Эрнст. {Половцов} Литовченко, Александр Дмитриевич (1835—1890) — исторический живописец.
Сын очень бедных родителей, он не получил почти никакого общего образования, но с детства чувствовал сильное влечение к искусству.
Это влечение привело из его родины, Кременчуга, в СПб. и заставило вступить в ученики акд. художеств, в которой вскоре выказалась редкая способность к рисованию и живописи.
Получив за успехи свои в том и другой 4 серебр. медали (две малые в 1855 и 1857 гг. и две большие в 1857 и 1858 гг.), он был удостоен в 1861 г. мал. зол. мeдали за написанную по программе картину "Харон перевозит души умерших через Стикс". Затем, участвуя в конкурсах на получение большой золотой медали, Л. исполнил программы "Олимпийские игры" в 1860 г. и "Стрелецкий бунт" в 1862 г., но не приобрел этой награды и, наконец, отказался от дальнейшего ее соискания в 1863 г. вместе с несколькими своими товарищами, недовольными заданною им для этой цели темою. Подобно им, он вышел из акд. с званием художника 2-ой степени и сделался одним из основателей сиб. артели художников.
В 1868 г. картина: "Сокольничий" — прекрасный этюд мужской полуфигуры в русском костюме XVII стол. — доставила ему титул академика.
После того, произведения Л. являлись довольно часто сперва на академич. выставках, а потом, с 1878 г., на выставках товарищества передвижных выставок, деятельным членом которого он оставался до конца своей жизни. Лучшие из этих произведений: "Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею" (1875) и "Царь Алексй Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба св. Филиппа, митрополита московского", а также несколько портретов, особенно же рисованные черным карандашом и карандашным соусом портреты С. С. Андреевского, В. В. Вельяминова-Зернова и др. Из работ Л. по части религиозной живописи заслуживают внимания образа, написанные для црк. св. Николая на Севастопольском военном кладбище и семь стенных картин в московском храме Христа Спасителя.
Вообще, это был замечательный рисовальщик и превосходный техник, но не отличался богатством и находчивостью фантазии, вследствие чего его картины более или менее слабы в отношении композиции.
Н. С—в {Брокгауз} Литовченко, Александр Дмитриевич (Litovtchenko); 1835—1890 ученик И. А. х. В 1863 с 12 другими академистами отказался от исполнения программы на 1-ю золот. медаль и вышел из академии со званием худ. 2-й степ. Признан академиком исторической живописи в 1868 за картину "Сокольничий". Награвировал три доски офортом, из коих две остались некончеными: 1. Сокольничий.
Без подписи.
С собственной картины; в ? листа. Есть три вида этой доски, более или менее конченые. 2. Погрудной портрет девицы Жедринской, профиль вправо; без подписи.
Есть два вида этого портрета; все с неконченой доски. 3. Погрудной портрет г-жи Бернард, в чепце из черных кружев.
Без подписи.
Есть три вида этого портрета; все неконченые. {Ровинский}