Лисянский Юрий Федорович
— флота капитан І ранга; родился 2 августа 1773 г. в Нежине, умер 22 февраля 1837 г.; воспитывался в морском кадетском корпусе и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины; в 1788 г., во время войны со Швецией, был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате "Подражислав" участвовал в Гохландском сражении.
Произведенный в 1789 г. в мичманы, он находился затем почти во всех главных битвах со шведами на море до окончания кампании в 1790 г. В 1793 г. Лисянский был произведен в лейтенанты и в том же году, по повелению императрицы Екатерины II, послан в числе 16-ти флотских офицеров в Англию служить волонтером в британском флоте. Пробыв там 5 лет, он сделал несколько морских кампаний, в том числе к берегам Сев. Америки, к мысу Доброй Надежды, в Ост-Индию, жил некоторое время в Филадельфии, неоднократно участвовал в сражениях с французами и в 1796 г., при взятии фрегата "Елизавета", контужен был в голову. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, он был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром фрегата "Автроил", а в 1803 г., за 18 морских кампаний, награжден орденом св. Георгия 4-го класса.
В том же году вышел его перевод книги Клерка: "Движение флотов", и тогда же, по поручению Российско-Американской компании, Лисянский съездил в Лондон для покупки двух шлюпов, которые и были приведены им в Кронштадт; оба шлюпа назначены были в экспедицию вокруг света под начальством Крузенштерна.
Снявшись с кронштадтского рейда, оба шлюпа — "Надежда" под командой Крузенштерна и "Нева" под командой Лисянского — 26 ноября 1803 г. перешли экватор и 8-го июля 1804 г., обогнув мыс Горн, достигли Сандвичева острова Овайги.
Здесь Лисянский отделился от Крузенштерна, взяв самостоятельный курс к северо-западному берегу Америки на остров Кадьяк, затем он отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову в возвращении взятого и разоренного калошами города Новоархангельска.
На обратном пути им были открыты острова "Лисянского" и "Крузенштерна". 21 ноября, прибыв в Макао, Лисянский соединился с Крузенштерном, откуда они вместе направились к мысу Доброй Надежды, и здесь снова расстались.
Лисянский перешел в Портсмут и оттуда 26 июня 1806 г. вернулся в Кронштадт.
За это путешествие он был произведен в капитаны 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10000 руб. В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля "Эмгейтен", а 8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку.
В 1812 г. Лисянский опубликовал свое "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг." (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Его значительная коллекция различных предметов тропических и других посещенных им стран, одежд, оружия и других редкостей после его смерти, по завещанию, поступила в Румянцевский музей. "Русские портреты ХVIIІ и ХIХ в.", изд. в. кн. Николая Михайловича, т. V, № 250. — Леер, "Энциклопедия военных и других наук". — Военный энциклопедический лексикон.
А. Акимов. {Половцов} Лисянский, Юрий Федорович (1773—1837) — путешественник.
Воспитывался в морском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном, с которым (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в интересном, указывающем на недюжинную наблюдательность и снабженном хорошим атласом "Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг." (СПб., 1812). Эту книгу сам Л. перевел на английский язык: "A voyage round the World" (Лонд., 1814). Кроме того, Л. перевел "Движение флотов" (СПб., 1803) Клерка. {Брокгауз} Лисянский, Юрий Федорович — извест. рус. моряк. Род. в 1773 г., 15 л. выпущен из Мор. кадетск. корпуса "за мичмана" и тотчас же принял участие во всех главн. делах нашего флота против шведов в войне 1788—1790 гг. Произв. в лейт-ты, в числе 16 избранных Имп-цей Екатериной лучш. моряков, назнач. на воен. суда британ. флота. В 1794 г. отправился к берег. Сев. Америки на фр-те "L''Oiseau", участвовал в захвате каравана амер. коммерч. судов, находившихся под конвоем франц. фр-та "La Concorde", и во взятии воен. брига "Chigamoga". На фр-те "Topaz" в жаркой схватке с франц. фр-том "Elisabeth", окончившейся взятием последнего, Л. получил контузию в голову; в 1800 г. вернулся в Россию.
В 1803 г., командуя шлюпом "Нева", принял участие в эксп-ции под начальством Крузенштерна, посланной Рос. Сев.-Амер. компанией для доставления в наши амер. колонии разл. материалов и установления сношений с Японией.
Шлюпы "Нева" и "Надежда" во время шторма у м. Горн разлучились и соединились вновь у о-ва Нука-Гива (Вашингтоновы о-ва). У Гавайск. о-вов суда опять разлучились. "Надежда" пошла на Камчатку, а "Нева" сперва на Гавайи, а потом к о-ву Кадьяк.
Здесь, в порту Святого Павла, Л. получил известие от правителя Амер. компании Баранова о том, что туземцы под предвод-ством амер. матросов взяли Архангельск. укрепл. селение и перебили в нем всех жителей.
Л. немедленно вышел на о-в Ситха, и при его содействии укрепление было взято Барановым.
Покончив с этим делом, Л. занялся описью прилежащих о-вов и этнографич. исслед-ниями. В 1805 г. "Нева" была послана с товарами в Кантон и на пути туда 3 окт. среди океана внезапно стала на мель. Сбросив в воду ростры и карронады, облегченный шлюп стянули завозами на глубину, но в это время налетел сильнейш. шквал, и "Неза" вновь села на риф. Только пожертвовав якорями и нужнейш. вещами, ценой неимоверн. усилий, шлюп удалось стащить на глубину.
Низкий корал. о-в. находящийся посреди опасн. мели и только слегка прикрытый травой, по настоянию экипажа "Невы", был назван о-вом Лисянского.
Выйдя из опасн. положения и подняв сброшенные в воду грузы, Л. продолжал плавание.
Вскоре был открыт еще корал. о-в, названный по имени начальника эксп-ции. В Кантоне Л. соединился с Крузенштерном, и оба шлюпа, взяв груз чая, фарфора и китайки, отправились в обратн. путь. У м. Доброй Надежды пасмурность их разлучила.
Пользуясь благоприят. обстоят-вами, Л. решил идти в Европу, не заходя никуда по пути. Через 142 дня после выхода из Кантона "Нева" бросила якорь в Портсмуте.
Все находившиеся на шлюпе люди были здоровы и не терпели ни в чем недостатка.
По возвращении в Россию Л. был произведен в кап. 2 ранга, награжден орденом святого Владимира 3 степени, пожизн. пенсионом в 3 тыс. руб. и единоврем. выдачей от Рос. Сев.-Амер. компании 10 тыс. руб.; командой шлюпа ему была поднесена зол. шпага. После кругосветн. плавания Л. командовал еще неск. кораблями, отрядом и одно время всеми Имп. яхтами.
В 1809 г. он вышел в отставку в чин. кап. 1 ранга. Умер в 1837 г. На могиле его на кладбище Алекс.-Невск. монастыря поставлен скромн. памятник (рисунок сделан при жизни самим Л.) из гранита, с чугун. якорем и оборванной цепью. В 1803 г. Л. издал переведенную им с англ. тактику Дж. Клерка под заглавием "Движение флотов", а в 1812—1814 гг. — описание своего кругосветн. путешествия на рус. и англ. яз., с атласом.
Значит. коллекция одежд, оружия дикарей, раковин и т. п. передана в моск. музей гр. Румянцева. {Воен. энц.} Лисянский, Юрий Федорович капитан 1-го ранга, мореплаватель и писатель, р. 2 апреля 1773 г., † 22 февраля 1837 г. {Половцов} Лисянский, Юрий Федорович (2 авг. 1773 — 22 февр. 1837) — рус. мореплаватель.
В 1786 окончил Морской кадетский корпус, в 1788—90 участвовал в швед. кампании.
С 1793 по 1797 плавал на кораблях англ. флота (в Сев. Америку, Вест-Индию, Индию, Юж. Африку).
По возвращении в Россию принял активное участие в снаряжении первой рус. кругосветной экспедиции на кораблях "Надежда" и "Нева"; был назначен командиром "Невы"; командиром "Надежды" и начальником экспедиции был И. Ф. Крузенштерн (см.). В авг. 1803 корабли покинули Кронштадт и до Гавайских о-вов следовали одним путем. Далее "Надежда" направилась на Камчатку, а "Нева" — к Аляске, к-рой достигла в июле 1804. Л. пробыл свыше года в рус. владениях в Америке, деятельно способствовал их укреплению.
На обратном пути корабли встретились в Кантоне и вместе достигли Юж. Африки, затем вновь разлучились.
Переход от Кантона до Портсмута Л. впервые в истории мореплавания проделал безостановочно.
В августе 1806 экспедиция вернулась в Кронштадт.
Она установила новый путь к рус. владениям на Камчатке и Аляске, обследовала обширные малоизвестные районы Тихого ок., произвела наблюдения над морскими течениями, температурой, соленостью и плотностью воды, собрала обширный этнографич. материал, сохранивший значение до настоящего времени, составила гидрографич. характеристики и навигац. карты пройденных мест. После окончания экспедиции Л. продолжал службу в Балтийском флоте; в 1809 вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. В честь Л. названы: остров, открытый им в сев.-зап. части архипелага Гавайских о-вов, полуостров на сев. побережье Охотского м. и гора на о-ве Сахалин.
Соч.: Путешествие вокруг света на корабле "Нева" в 1803—1806 годах, М., 1947. Лит.: Невский В. В., Первое путешествие россиян вокруг света, М., 1951; Лупач В. С., И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, М., 1953; Шведе Е. Е., К 150-летию первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского, "Известия Акад. наук СССР. Серия географическая", 1953, № 6.