Левитан Исаак Ильич
(1861—1900) — живописец, один из замечательных русских пейзажистов.
Получил образование в московском училище живописи, ваяния и зодчества и, будучи всего 18-ти лет от роду, начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя общее внимание.
Был преподавателем в упомянутом московском училище.
Необыкновенно восприимчивый к впечатлениям природы, он в своих картинах и акварельных рисунках, как редко кто-либо другой, передавал поэтическое настроение, возбуждаемое видом ее разнообразных явлений, не пускаясь в отделку подробностей, но верно и смело схватывая в ней то, чем обусловливается такое настроение.
Важнейшие его произведения: "Осенний день в Сокольниках", "У омута", "После дождя", "Мельница осенью", "Владимирка", "Над вечным покоем", "Туман", "На Волге", "Остатки былого", "Первая зелень" (все десять в Третьяковской гал. в Москве), "Ранняя весна", "Озеро", "Ручей", "На берегу моря", "Сумерки", "Этюд с натуры" (все шесть в русск. муз. имп. Александра III, в СПб.), "Тихая обитель". {Брокгауз} Левитан, Исаак Ильич И. Левитан (работа В. А. Серова). — замечательный живописец-пейзажист.
Род. в 1860 г. в деревне близ Вержболова, в бедной, но довольно интеллигентной семье, ум. в Москве в 1900 г. Заметив рано показавшиеся признаки таланта сына, отец его переселился в Москву, где, перебиваясь кое-как уроками, отдался воспитанию детей. Около середины 70-х гг. Л. был принят в Имп. училище живописи и ваяния, которое и окончил по классу проф. Саврасова.
Но в 1875 г. умерла его мать, а в 1877 г. и отец; для оставшегося одиноким 16-летнего Л. наступили времена лишений и тяжкой нужды. Несомненно, что тогда появились зачатки его роковой болезни, сведшей его так рано в могилу.
Со своими картинами Л. выступил очень рано и сразу обратил на себя всеобщее внимание; но это, впрочем, еще долго не освобождало его от тисков нужды. Первая же выставленная им в 1879 г. картина, "Осенний день, Сокольники", была приобретена П. М. Третьяковым, а в 1880 г. он был допущен на передвижную выставку — это два самых почетных тогда отличия, какие мог себе пожелать начинающий художник.
В 1889 г. он поехал в Париж, на Всемирную выставку; собранные там за столетие шедевры французской живописи произвели на него глубочайшее впечатление и имели решающее значение для установления характера его искусства.
В 1892 г. его чуть не выслали из Москвы вместе с другими евреями, лишенными права жительства.
В 1897 г. он получил звание академика и был приглашен преподавать пейзажную живопись в воспитавшем его Училище живописи и ваяния.
И. И. Левитан: На берегу моря. И. И. Левитан: Сумерки.
С возникновением кружка художников, сгруппировавшихся вокруг журнала "Мир искусства", он стал принимать участие в их выставках, начиная с 1898 года. Роль, сыгранная Л. в истории русского искусства, делает его одним из самых выдающихся художников своего времени и своей страны.
Рядом с развитием и сохранением своей ярко выраженной индивидуальности Л. был вместе с тем проводником новых европейских, главным образом французских, веяний в Россию.
Одаренный необыкновенной восприимчивостью к впечатлениям природы, он умел схватывать поэтическое настроение, возбуждаемое созерцанием ее красот, и передавать его в своих картинах и рисунках с удивительным мастерством, не прибегая при этом к отделке подробностей.
Несмотря на крайнюю строгость к себе и добросовестность работы, Л. поражает своей громадной трудоспособностью: за его короткую жизнь из-под его кисти вышло не менее 1000 картин и законченных этюдов.
Важнейшие его произведения: "У омута", "После дождя", "Мельница осенью", "Владимирка", "Над вечным покоем", "Туман", "На Волге", "Остатки былого", "Первая зелень" (в Третьяковской галерее в Москве), "Ранняя весна", "Озеро", "Ручей", "На берегу моря", "Сумерки", "Этюд с натуры" (в Русском музее имп. Александра III в СПб.), "Тихая обитель". — Ср.: С. Вермель, "И. И. Л. и его творчество", "Восход", январь, 1902 г.; А. Бенуа, "История русской живописи в XIX в.", 1902, стр. 227; М. Сыркин, "Восход", 1901 г., № 15; "Новый Восход", 1910 г., №№ 14 и 17; "Современное искусство". Серия иллюстрированных монографий, вып. 3 (1911). М. С. {Евр. энц.}