Левит Светлана Яковлевна
(р. 22.06.1944) — спец. по истории филос., филос. культуры, культурологии; канд. филос. наук. Род. в Москве.
Окончила филос. ф-т МГУ (1968), асп. того же ф-та (1971). С 1972 работает в ИНИОН РАН: сначала мл. н.с, затем (с 1980) ст. н.с, с 1989 и по наст. вр. — вед. н.с Л. — автор проектов и гл. ред. серий "Лики культуры", "Книга света", "Российские Пропилеи", "Summa culturologiae", "Humanitas", "Культурология. XX век", в к-рых представлены труды выдающихся философов, социологов, культурологов как заруб., так и росс. заложивших фундамент культурологии и в значительной мере определивших направление развития науч. знания в XX в. Изд. переводов Т.Адорно, А.Вебера, М.Вебера, Э.Жильсона, В.Дильтея, Г.Зиммеля, Э.Кассирера, К.Манхейма, Э.Левинаса, К.Леви-Стросса, П.Тилли-ха, М.Фуко и многих др. Л. стремится восполнить складывавшийся десятилетиями вакуум в освещении проблем филос. культуры, раскрыть особенности трансляции нек-рых основополагающих ориентации классич. филос. в культурол. иссл. Особое значение в этом отношении имеет сер."Российские Пропилеи". В словарях и энциклопедиях "Summa culturologiae" осуществляется систематизация знаний о мировой культуре.
Осн. направления иссл.: история культурол. мысли, язык культурологии как принципиально новой науки, методы познания и иссл. мира человека, универсалии культуры.
Л. — автор проекта и гл. ред. энциклопедии "Культурология. XX век". T.I—II. СПб., 1998, в к-рой она разрабатывает концепцию культурологии как интегративной обл. знания, имеющей своим предметом ист. формы обществ. бытия, моделирующей культурные конфигурации разл. эпох, народов, конфессий, выявляющей и систематизирующей черты своеобразия разл. культурных миров. Культурология рассматривается Л. как наука о прошлой и совр. культуре, ее структуре, функциях, перспективах развития, изучающая мир человека в контексте его культурного существования, т. е. в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен.
Л. отмечает системный характер объекта иссл. — культуры как формы существования, утонченной, исполненной разума формы жизни, результата символической и практич. деятельности человека, особого модуса обществ.-ист. бытия, охватывающего как высокую культуру, так и повседневность, привычки, верования, вкусы, мифы, стереотипы.
Л. обосновывает единство в культурологии ист. и теор. способов анализа форм культурного существования человека и полагает, что культурология ориентирована на познание того общего, что связывает разл. формы культурного существования, осмысление разл. явлений и фактов как целостности, единой "символической вселенной культуры". Соч.: Культура — общество — природа: теоретический аспект // Исследования в СССР по философским проблемам культуры.
М., 1983; Социалистическая культура: Теоретические и методологические проблемы.
М., 1983; Человек и социокультурная среда. М., 1989; Экология культуры.
М., 1990; Духовное состояние человека: социально-психологический анализ // Культура и личность: проблема социальной активности.
М., 1990; Культурология как интегративная область знания // Антология: Культурология. XX век. М., 1995; От редакционной коллегии // Энциклопедия.
Культурология. XX век. Т.1—2, СПб., 1998; Культурология — наука XXI века. Проблема культурологии.
Обсуждение в ИНИОН РАН // Новая и новейшая история.
М., 2000. № 4; Образ культурологии // Идеи в культурологии XX века. М., 2000. Л. — составитель книг: Лики культуры.
Альманах.
М., 1994, 1995, 1996; Культурология. XX в. Антология.
М., 1995; Г.Зиммелъ.
Избр. Т.1. Философия культуры.
М., 1996; Г.Зиммелъ.
Избр. Т.2. Созерцание жизни. М., 1996; Э.Кассирер.
Жизнь и учение Канта. СПб., 1997; Вебер. Избр.. Кризис европейской культуры.
СПб., 1999; Э.Левинас.
Избр. Тотальность и бесконечное.
М.-СПб., 2000; Э.Кассирер.
Избр. Индивид и космос.
М.-СПб., 2000; М.Гершензон.
Избр. Т.1. Мудрость Пушкина.
М., 2000; Избр. Т.2. Молодая Россия.
М., 2000; Избр. Т.3. Образы прошлого М., 2000; Избр. Т.4. Тройственный образ совершенства.
М., 2000.