Левик Сергей Юрьевич

(наст. имя и отчество Израиль Юлианович) [16(28).11.1883, Белая Церковь Киев. губ., ныне Киев. обл. — 5.9.1967, Ленинград] — арт. оперы (баритон) камерный певец, муз.-общ. деятель, муз. критик и переводчик.

С 9 лет жил в Бердичеве.

С 1907 обучался пению на киев. Высших оперных и драм. курсах М. Медведева.

В 1908 впервые выступил в концерте совместно с итал. певцами.

В 1909—12 солист петерб.

Нар. дома (Товарищество оперных артистов под упр. М. Кирикова и М. Циммермана, позднее антр. Н. Фигнера, затем А. Аксарина; дебютировал в партии Демона — "Демон" А. Рубинштейна), в 1912—16 выступал в Т-ре муз. драмы (Петербург-Петроград).

Гастролировал в Харькове (1910), Киеве, Минске, Москве, весной 1910 в составе антр. М. Медведева в Вильно, Крыму, на Сев. Кавказе, осенью 1910 — в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), в 191 1 — в Воронеже (антр, А. Альтшуллера и Г. Шейна), В 1923 из-за болезни был вынужден уйти со сцены. Обладал гибким, сильным голосом широкого диапазона и красивого тембра, актер. темпераментом.

В нач. сцен. деят-сти тяготел к раскрытию вокальной характеристики образа, позднее также и к психологической. "Новым, глубоко оригинальным творческим истолкованием ряда созданных им образов в операх самого различного стиля С. Ю. Левик смело ломал оперные штампы и утверждал... здоровые начала реализма, драматической действенности, философской осмысленности трактовки оперных партий, превращавшихся в его исполнении в подлинно драматические роли" (А. Оссовский).

Репертуар певца включал 35 партий.

С успехом выступал в характерно-драм. партиях. 1-й исп. партий: Асмодея ("Небеса пылают"), Клингзора ("Парсифаль", сцен. пост.). Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Кочубей, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Риголетто, Жермон, Тонио, Бекмессер. "Поразительно колоритно и остро, с тонко психологической проницательностью воплощенный им образ Бекмессера в "Мейстерзингерах" Вагнера может быть причислен к самым ценным достижениям русских оперных певцов" (А. Оссовский).

Э. Старк писал о Л. в партии Тонио: "И вот что значит искусство музыкально-драматической фразировки... г. Левик, одаренный исключительной музыкальностью, виртуозно передающий все оттенки музыкальной речи, так спел "Пролог", что захватил весь зал" ("Петрогр. курьер". 1915. 17 янв.). Др. партии: Борис Годунов, Рангони, Владимир Галицкий (эту партию подготовил за один день), Князь Игорь, Веденецкий гость, Елецкий, Томский, Онегин, Роберт ("Иоланта"), Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Светлейший и Бес ("Черевички"), Виндекс, Иуда, Гарин; Валентин ("Фауст"), Амонасро, Граф ди Луна, Эскамилио, Барнаба, Зурга, Нелюско, Невер, Скарпиа, Сильвио, Шонар ("Богема"), Вольфрам, Тельрамунд.

Партнеры: А. Белянин, М. Веселовская, А. Дидур, К. Исаченко, Л. Клементьев, В. Куза, М. Кузнецова-Бенуа, Л. Липковская, А. Мозжухин, Д. Смирнов, Л. Собинов, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин.

Пел п/у М. Бихтера, М. Голинкина, В. Зеленого, М. Мильнера, Н. Черепнина, В. Штока. Выступал в камерных и симф. концертах.

С успехом исп. романсы М. Мусоргского.

Талант певца высоко ценили Ф. Блуменфельд, А. Глазунов, В. Дранишников, И. Ершов, В. Каратыгин, В. Коломийцев, Э. Купер, И. Лапицкий, Н. Малько, А. Оссовский, Э. Старк. В 1938—39 преподавал сцен. искусство в Ленингр. конс. Занимался также литературной деят-стью. Автор переводов рассказов с франц. и нем. языков (в 1901—05 публиковались в газете "Киев. мысль"). С сер. 1910-х гг. работал в качестве переводчика стихотворных текстов вокальных произведений итал., франц. и нем. композиторов, 70 либретто опер (в т. ч. "Вильгельм Телль", "Сила судьбы". "Дон Карлос", "Сицилийская вечерня", "Бал-маскарад", "Трубадур", "Отелло" Д. Верди, "Кармен", "Турандот", "Девушка с Запада", "Иоанн Лейденский", "Жидовка", "Сказки Гофмана", "Галька", "Саломея", "Четыре деспота"), ораторий ("Времена года" И. Гадна, "Самсон" и "Иуда Маккавей" Г. Ф. Генделя) и оперетт, а также многочисленных романсов зарубеж. композиторов.

Автор оперных либретто "Сирано де Бержерак" Б. Асафьева и "Рассвет" Д. Френкеля.

С 1913 выступал с рецензиями в периодич. печати.

В 1921—22 редактор журнала "Вестник театра и искусств". В 1929—39 работал в качестве корреспондента в СССР франц. муз. журнала "Le Menestrel". Вел активную общ. работу.

В годы первой мировой войны был участником общ. организации Союз городов, позднее по поручению М. Урицкого выезжал в Копенгаген для улучшения дела помощи советским военнопленным и подготовки их реэвакуации в СССР. С 1917 член правления Союза сцен. деятелей, а также член правления зрелищных предприятий, с 1922 возглавлял Комиссию помощи безработным.

Был одним из организаторов профессионального союза работников искусств (Рабис). До 1926 работал в Леноблрабисе, затем был избран в руководящие органы Ленингр. общества драм. и муз. писателей (Драмсоюз), к-рое возглавлял до 1930; позднее принимал участие в деят-сти Ленингр. отд. Союза композиторов СССР. Неоднократно записывался на грампластинки (ок. 60 произв.) под псевд. "Юлианов" в Петербурге ("Лирофон", 1910; "Пате, 1911, 1913; "Орфеон", 1911; РАОГ, 1912; "Зонофон", 1912). Соч.: Записки оперного певца. — М., 1955; 2-е изд. — М., 1962; Четверть века в опере. — М., 1970; Вокальное искусство во Франции // Жизнь искусства. 1923. № 5. С. 12—13; № 8; Оперный перевод: Его практика и техника // Труды Ленинградского научно-исследовательского института театра и музыки. — Л., 1945; Памяти М. А. Бихтера // Сов. музыка. 1948. № 3. С. 63—65; О камерном пении // Там же. 1948. № 6. С. 64—65; Шаляпин (страницы из книги "Глазами и ушами певца" // Там же. № 10. С. 36—41; Шаляпин на концертной эстраде // Там же. 1950. № 2. С. 76—79; Русский певец Николай Фигнер // Там же. 1957. № 3. С. 97—99; Софья Преображенская // Там же. № 8. С. 110—113; Иван Ершов // Там же. № 12. С. 87—90; Оперы Вагнера на петербургской сцене // Там же. 1958. № 2. С. 61—66; Иоаким Тартаков // Там же. 1959. № 2. С 131 — 133; Предисловие к "Листкам из книги воспоминаний" М. А. Бихтера // Там же. № 9. С. 122; Встреча Вагнера и Россини // Там же. № 10. С. 90—94; Фелия Литвин // Там же. 1960. № 6. С. 130—134; Беседа с Шаляпиным // Там же. 1966. № 7. С. 84—86; Софья Преображенская // Муз. жизнь. 1966. № 20. С. 20—21, 24; Н. К. Печковский // Там же. 1967. № 5. С. 24; Федор Шаляпин // Там же. 1970. № 3. С. 20—22. Лит.: Богдано в-Б ерезовский В. О "Записках оперного певца" //Лелик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 3—12; Островский Б. Записки оперного певца // Веч. Ленинград. 17 авг. 1956; Должанский А., Сохор А. С.Ю. Левик // Сов. музыка. 1963. № 12. С. 137—138; С. Ю. Левик. Памяти ушедших // Там же. 1967. № 12. С. 159; Гозенпуд А. А. Воспоминания С. Ю. Левика // Там же. 1969. № 9. С. 81—91; Его же. Русский оперный театр между двух революций. 1905—1917. — Л., 1975. С. 315, 317—319. Левик, Сергей Юрьевич род. 28 ноября 1883 в Белой Церкви Киевской губ., ум. 5 сент. 1967 в Ленинграде.

Музыковед.

В 1909 окончил Муз. шкоЛу M. E. Медведева в Киеве по кл. вокала.

В 1909—1912 артист Т-ра Петерб. нар. дома, в 1912—1923—Т-ра муз. драмы в Петербурге.

В 1938—1939 преподаватель сценического искусства в Ленингр. конс. В 1942—1944 зав. изд-ва Узб. муз. фонда. Автор статей преимущественно по вопросам вокального исполнительства, в т. ч. "Мейстерзингеры" ("Русская молва", 1913, № 56), "Вокальное искусство во Франции" ("Жизнь искусства", 1923, № 5, 8), "Оперный перевод.

Его практика и техника" ("Труды Ленингр. научно-исследовательского ин-та т-ра и музыки", 1945), "Ф. И. Шаляпин" ("Ленинград", 1946, № 3—4), "Памяти М. А. Бихтера" ("СМ", 1948, № 3), "О камерном пении" ("СМ", 1948, № 6), "Русский певец Николай Фигнер" ("СМ", 1957, № 3), "Иван Ершов" ("СМ", 1957, № 12), "Оперы Вагнера на петербургской сцене" ("СМ", 1958, № 2), "Иоаким Тартаков" ("СМ", 1959, № 2), "Встреча Вагнера и, Россини" ("CM", 1959, № 2), "Фелия Литвин" ("CM", 1960, № 6), "Страницы воспоминаний" (в кн.: Глазунов.

Исследования.

Материалы.

Публикации.

Письма, т. 2. Л., 1960), "Софья Преображенская" ("МЖ", 1966, № 20), "Н. К. Печковский" ("МЖ", 1967, № 5). Соч.: Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены. М., 1955, 2-е изд. 1962; Четверть века в опере. М., 1970.