Левидов Михаил Юльевич
[1892—] — журналист.
До революции работал в "Летописи" М. Горького, в 1917 — в "Новой жизни". В начале 1918 Л. заведывал Бюро печати НКИД, потом был корреспондентом советского телеграфного агентства в Ревеле, Лондоне и Гааге, заведывал иностранным отделом ТАСС, печатался в "Правде" и др. органах партийно-советской печати.
Л. писал по вопросам международной политики, литературы и театра, кино и газетоведения.
Книги Л. — большей частью сборники очерков газетного характера, в которых серьезные проблемы трактуются только в "связи" и "по поводу". Статьи о литературе собраны в книжке "Простые истины" (Москва, 1927). Будучи очень далек от марксизма, Л. блуждает в своих статьях по поверхности явлений, увлекается мелкими эффектами парадоксов и часто приходит к реакционным выводам.
Отрицая активно-познавательное значение искусства, Л. "от имени современного и будущего читателя" требует от литературы "не поучения, не обличения, а только исключительно развлечения". В 1924 Л. примкнул ненадолго к Лефу, с которым он объединялся по линии мелкобуржуазного нигилистического отношения к культурному наследству.
Написал статью в защиту "организованного упрощения культуры". Левидов не понял и не показал, что революционное "упрощение культуры" создает базу для гигантского роста новой культуры не только вширь, но и вглубь.
Связанный с футуристско-лефовскими кругами, Л. договорился до того, что "всякое искусство в революционной стране — не считая футуризма — имеет тенденцию стать — или уже стало, или на путях становления — контрреволюционным", "пролетпоэзия — это многоголовая и многоголосая Вербицкая", "искусство... никогда не предмет массового потребления" и пр. Мещанская подоплека этих реакционных высказываний Левидова очевидна.
Социальную сущность своих воззрений по вопросам искусства сам Л. определяет достаточно четко, заявляя, что он говорит от имени читателя интеллигентского и мелкобуржуазного.
Мелкобуржуазный либерализм находит у Л. пестрое и часто весьма вульгарное выражение.
В последние годы Левидов работает преимущественно в области театра и кино. Его перу принадлежит пьеса о Бабефе ("Заговор равных"), в течение недолгого времени шедшая на сцене московского Камерного театра.
Слабая в художественном отношении, эта пьеса была, выражением мелкобуржуазных тенденций.
Г. Чар. {Лит. энц.}