Левицкий Иван Семенович
(более известный под псевдонимом Нечуй) — один из наиболее талантливых малорусских писателей, сын священника, писавшего проповеди на малорусском языке. Род. в 1838 г., учился в киевской семинарии и в киевской духов. академии, был учителем духовной семинарии и гимназии.
Повести Л. отличаются серьезным, вдумчивым отношением к народной жизни и добросовестным ее изучением.
Основное стремление автора — нравственное объединение всех слоев украинского народонаселения, на народных началах.
Кроме повестей, Л. писал также драмы и исторические статьи.
Сочинения Л. издавались в России и за границей во Львове; некоторые его повести, напечатанные в галицких изданиях, в России не переиздавались.
Повести и сказки Л.: "Двi московки" (1868; киевское изд. 1882); "Рибалка Панас Круть" (1868; одно из лучших произведений Л.; киев. издания 1874 и 1887); "Причепа" (1869); "Запорозьци" (1873, киев. изд. 1874); "Хмари" (Киев, 1874); "Неможна бабi Парасцi вдержатись на сели" (1874); "Благословiт бабi Палажцi скоропостижно вмерти" (1875); "Бидний думкою богатiйе" (фантазия, в галицкой "Правде", 1875); "Микола Джеря" (1878; нап. в киев. альманахе "Рада" 1883); "Кайдашева семья" (1879; киев. изд. 1887); "Бурлачка" (К. 1881); "Прыятели" (К., 1881); "Старосветскiе батюшки и матушки" (интереcный исторический роман, в "Киевской Старине" 1884 и 1885); "Невинна" (в сборнике "Степь", 1886); "Два браты" (1887; галицкое изд.); "В концерте" (галиц. "Зоря" 1887, VIII); "Чортяча спокуса" (К. 1889); "Пропащи" (галиц. "Правда" 1888,I); "Афонскiй пройдысвит" (ib., 1890, и "Над Черным морем" (в галиц. "Зоре" 1890). Драмы: "Маруся Богуславка" (1875); "Накожумяках"(1870) и "Голодному и опеньки мясо" (1886, все киев. изд.). Популярно-исторические статьи: "Унiя и Петр Могила" (1876); "Перши кiевски князи" (1876); "Татары и Литва на Украине" (1876); "Богдан Хмельницкий" и "Иван Выговский" (львов. издания).
Статьи историко-литературные и этнографические: "Сегочасне литерат.-прямованье"; "Мандривка на Подлясье" и "В Карпатах" (львов. издания).
По мифологии: "Свитогляд украинского народа" (в галиц. "Правде" 1876; статья слабая в научном отношении).
См. Петров, "Очерки ист. украин. литературы" и Огоновский, "Ист. литер. рус." (III, ч. I). Н. С—в. {Брокгауз} Левицкий, Иван Семенович [1838—1918] (псевдоним Нечуй) — украинский писатель второй половины XIX века. Род. в местечке Стеблеве Киевской губ., в семье сельского священника.
Учился в сельской школе, затем в монастырской "бурсе", в киевской духовной семинарии, с 1861 по 1865 — в киевской духовной академии.
По окончании академии Л. занялся преподавательской работой в средних учебных заведениях Полтавы, Калиша, Седлеца и Кишинева.
Б академии Л. примкнул к студенческому кружку украинофилов, выписывавшему популярный в то время буржуазный украинский журнал "Основа". Писать Л. начал довольно поздно [1865], и первые его произведения ("Дві московки", "Рибалка Панас Круть", "Причепа") печатались в галицийской "Правде", потому что на Украине печатание произведений на украинском языке представляло очень большие трудности, особенно после валуевского "Указа" 1863. Повести Л. приобрели немалую известность в Галиции и на Украине; в 1872 во Львове вышли отдельным изд. "Повісті І. Нечуя", в 1874 в Киеве — "Повісті I в. Левицкого". В Кишиневе, где Л. учительствовал [с 1873 по 18851, вокруг него собрался кружок учителей украинофилов, в котором Л. прочитал свой известный реферат "Непотрібність великоруської літератури для України і для словянщины" (издан в Галиции под заглавием "Сьогочасне літературне прямування"). Реферат этот пронизан резкой проповедью украинского национал-шовинизма, характерного для всего наследия Левицкого и нашедшего особенно яркое выражение в его ответе на статью Пыпина (см.) "Особая русская народность". Ответ этот был напечатан в журнале "Діло" за 1891 под заглавием "Українство на літературних позвах з Московщиною". Начав с подражаний Марко Вовчок, Л. пошел значительно дальше ее в деле создания монументального жанра. Будучи хорошо знаком с французскими натуралистами и русскими реалистами и следуя их манере, Л. сделался основателем буржуазного романа на Украине.
В своих романах и повестях Л. стремится отобразить жизнь "целой нации". Он дает широкие зарисовки из жизни самых разнообразных слоев населения, заставляет их разговаривать на украинском яз. и рисует их либо представителями и апологетами родной национальности, либо ее врагами.
Здесь и обедневшее, пролетаризирующееся крестьянство ("Дві московки", "Баби", "Кайдашева сїм''я", "Микола Джеря", "Бурлачка"), и кулаки, и сельское духовенство ("Старосвітські батюшки та матушки", По-між ворогами"), купечество ("Рибалка Панас Круть", "Хмари"), помещики ("Микола Джеря", "Бурлачкам), мещанство ("Київські Прохечи") и чиновничество ("Навіжена"), и интеллигенция ("Хмара", "Над чорним морем"), и первые зародыши индустриального пролетариата ("Микола Джеря", "Бурлачка"). Главная идея, проходящая красной нитью через все творчество писателя, это нацдемовская идея единой украинской нации, живущей и развивающейся независимо от России, идея борьбы за национальное освобождение.
Интеллигенция, к которой принадлежал и Л., ориентировалась не на "народ", а на "нацию" в европейском (буржуазном) смысле этого слова. "Европеизм, русофобство и воинствующий национализм, дух конкуренции и национальной гордости, дух европейской буржуазии, идеология капиталистической интеллигенции — вот особенности идеологии Нечуя-Левицкого" (Коряк). Рисуя быт различных слоев украинского общества, Л. пытается показать гибель не какого-либо класса, а "гибель нации". Гибель эта вызвана крушением национального капитала, не выдерживающего конкуренции более сильного соседа, что ведет страну к колониальной зависимости.
Типичный герой Л. Павло Радюк ("Хмара") — организатор воскресных школ, распространяет книги для "народа", собирает народные песни, ходит в национальном костюме, читает "Кобзаря" Шевченко всем — от "мужика" до "пана". Он говорит не с классом, а с нацией и о нации. "Наша земля на Украине, — говорит Радюк, — как золото, а народ наш часто голодает.
У нас нет промышленности, а о народе никто не беспокоится, никто его не поставит на путь истины, не учит... Наша народная песня поэтична, чудесна, как творения первостепенных гениев; наша поэзия, наш язык богат, как чистое золото... Нам не нужно войны, нам нужно просвещение" и т. д. Выступая в защиту национального капитала, но при этом снимая вопрос о классовости и говоря только о "нациях", Л. неизбежно переходил к шовинистическому нападению на представителей иных национальностей, проживающих на территории Украины — русских, евреев, поляков ("Рибалка Панас Круть", "Причепа", "Хмара"). Следует особенно отметить несомненную долю антисемитизма, присущего творчеству Левицкого.
Рисуя евреев-лавочников, автор старается вызвать в читателе отвращение к ним; совсем иначе он изображает торгашей-украинцев.
В ст. "Сьогочасне літературне прямування" Л. провозглашает три принципа "новой литературы — принцип реальности, принцип национальности и принцип народности, которым он остается верен в своем творчестве от начала до конца. Почти все романы Л. принадлежат к типу буржуазного семейного романа; автор следит за целыми поколениями, сменяющими друг друга. Глубокая тенденциозность этих романов отразилась на их художественности; это скорее "исследованиям, чем истинно-художественные произведения.
Отсюда и герои — не живые люди, а схемы, воплощение какой-либо "идеи". Если рассматривать идеи Л. в их развитии, в них можно видеть зародыши идеологии современного украинского фашизма, представшего перед судом советской общественности на процессе СВУ. Библиография: I. Твори, 11 тт., за ред. Ю. Меженка, ДВУ, Київ, 1926—1930; To же, издание 2-е, тт. I — III, V — VII, Харьков, 1929; То же, издание 3-е, тт. I — X, Харьков, 1930—1931 (изд. продолжается). II. Огоновський О., История літератури руської, ч. 3, вып. I, Львов, 1893; Левицкий I в., Автобиография, журнал "Світ", 1881; Ефремов С., Істория українського письменства, 1917; Якимович С., До композиції романів Нечуя-Левицкого, "Червоний шлях", 1925,. № 3; Hiковський А., Вступ. ст. до "Миколи Джері", вид. "Книгоспілка", 1925; Шамрай А., Українська література, "Рух", 1927; Mеженко Ю., Ст. до "Творів" Нечуя-Левицкого, ДВУ, 1929; Коряк В., І. С. Нечуй-Левицкай, "Критика", 1928, № 3; Его же, Нарис іс;о ії української літ зр ггур І, т. II; Его же, Буржуазное письменство, Харків, 1929: Его же, Українська література, Конспект, ДВОУ, Харків, 1931; Кирилюк Е., Творчий шлях І. Нечуя-Левицкого (вступ, ст. до І. Нечуй-Левицкий. "Вибрани твори"), 1929; Дорошкевич О., Підручні к іс орії української літератури, выд. "Книго-спіл а" Київ, 1931. П. Колесник. {Лит. энц.}