Левицкий Дмитрий Григорьевич
— советник Академии Художеств, знаменитый портретист; род. в 1735 или 1737 г., вероятно, в Киеве, ум. в 1822 г., неизвестно — в Петербурге или в Киеве; неизвестно и место его погребения.
Сын священника-гравера Григ. Кирил. Левицкого, по прежней фамилии Носа. Сведений, где учился Левицкий, нет; можно только предполагать, что он посещал по крайней мере первые классы в Киевской духовной академии: отец его пользовался, как гравер, вниманием высшего духовного начальства в Киеве, был заведующим лаврской топографиею; за ним долго числился приход, так сказать, родовой в фамилии Носов. Первоначальные наставления в искусстве Д. Левицкий получил, конечно, от отца, а затем занимался у Алексея Антропова, который в 1753—1756 гг. жил в Киеве и расписывал Андреевский собор. В 1761 г., или несколько ранее, Левицкий прибыл в Петербург; здесь, не поступая в число учеников академии, он посещал классы профессоров Лагрене и Валерьяни; наибольшее значение для Левицкого имел последний, знаток перспективы и весьма дельный преподаватель.
Его влияние, вероятно, отразилось до известной степени в присущем всем работам Левицкого уменье выбрать пункт для натуры и в верном расчете места, занимаемого фигурою в пространстве.
Но всего более успехами своими Левицкий был обязан, конечно, своим высоким художественным дарованиям и неутомимому своему трудолюбию.
Не зная подробностей о первых годах пребывания Левицкого в Петербурге, не имея и работ его, исполненных ранее 1769 г., можно однако с уверенностью утверждать, что Левицкий много и упорно работал; только этим и можно объяснить ту зрелость таланта и то совершенство техники, какие обнаружил он в наиболее ранних своих произведениях, каковы: портрет Кокоринова, два портрета Г. Н. Теплова и портрет А. Г. Теплова, писанные в 1769 г., и портрет гр. А. С. Строганова, писанный, быть может, еще несколько ранее. Портреты Строганова, Кокоринова, Г. Н. Теплова, Ушакова, купца Сеземова и доктора Виргера были на первой, устроенной Академиею Художеств, выставке в 1770 г. На выставке, не отличавшейся многочисленностью картин, было собрано все лучшее, что могла дать тогда Академия: тут были работы еще следующих художников: Бота, Бельского, Грота, Делабарта, Козлова, Лосенки и Левицкого, но наибольшее впечатление производили работы последнего.
Он уже с 29 июля 1769 г. имел звание "назначенного"; 30 июля 1770 г. он единогласно был избран в академики.
С 1771 г. Левицкий начал преподавание в Академии Художеств; из учеников его известны: Мельников, Новиков, Шибаев и Щукин. 17 октября 1776 г. Левицкий получил звание советника Академии Художеств, а 25 января 1780 г. был назначен присутствовать в Совете Академии.
В 1788 г., ссылаясь на ослабление зрения и болезнь, Левицкий испросил себе отставку и был уволен с половинною пенсиею в 200 p. в год. Совершив поездку на родину, в Киев, Левицкий возвратился в Петербург и исполнил многочисленные работы для Двора и отдельных частных лиц. В 1807 г. Левицкий, как "художник, способствовавший некогда славе Академии", вновь приглашен был в члены Совета Академии и занимал это место, с жалованьем в 600 р. в год, до самой своей кончины.
Левицкий писал исключительно портреты; неизвестно ни одной его работы другого содержания.
Число портретов, исполненных им, превышает сто; не менее пятнадцати из работ его в настоящее время неизвестно, где находятся, и может быть погибли; относительно пяти-шести портретов, почитаемых за работы Левицкого (императора Павла, Державина, Давыдовой, гр. Сиверса и еще одного или двух неизвестных лиц), вполне возможно сомнение, Левицким ли они писаны; с другой стороны, несомненно ему принадлежат, хотя по описям значатся как портреты Боровиковского, двенадцать портретов кавалеров ордена Св. Владимира, что может быть доказано не только особенностями работы, но и документами, относящимися к уплате за них. Приблизительно 60 портретов подписаны Левицким и из их числа не менее 30 выполнены в период от 1770 до 1785 г.; последняя датированная работа Левицкого — портрет Адр. Грибовского — помечен 1818 г. Левицкого называют иногда "певцом екатерининского века" — и это совершенно справедливо, — не в том смысле, что он писал портреты важнейших деятелей, а тем паче сановников этого царствования: такое мнение было бы не верно, потому что немало исполнил Лeвицкий портретов и купцов и вообще вовсе не знатных лиц; "певцом века" Левицкий может быть назван потому, что он дал целую галерею высоко замечательных изображений людей своего времени.
Он в высокой степени обладал особенно драгоценным для портретиста качеством — даром подмечать индивидуальные черты изображаемых лиц и переносить эти черты на полотно.
Оттого все его портреты, сохраняя общие черты, присущие, очевидно, времени, в то же время удивительно жизненны и индивидуальны; не остается никакого сомнения, что в работе живописца нет ничего заученного, трафаретного; ясно, что он схватил тончайшие отличительные черты каждого изображаемого лица. Из отдельных работ Левицкого надо упомянуть прежде всего портреты императрицы Екатерины II; он исполнил их шесть; в числе их три больше натуральной величины, именно в Романовской Галерее Зимнего Дворца, в Музее Императора Александра III и в Императорской Публичной библиотеке; последний, по-видимому, предназначался первоначально для Ассигнационного Банка, как можно заключать по имеющимся в бумагах банка указаниям; это один из красивейших портретов вообще и едва ли не лучшее изображение императрицы в 80-х годах XVIII в. Наследник, в. кн. Павел Петрович, не благоволил к Левицкому и приписываемый ему портрет государя — сомнительно принадлежит ли кисти Левицкого; зато великих князей Александра и Константина Павловичей и великих княжон Левицкий писал не раз. Из деятелей Екатерининского царствования изображены Левицким: кн. Г. Г. Орлов и его супруга, гр. П. А. Румянцев, адмирал Грейг, А. П. Мельгунов, кн. Н. В. Репнин, кн. А. М. Голицын, И. И. Шувалов, Г. Н. Теплов, А. В. Храповицкий, А. Д. Ланской, И. И. Дмитриев, Н. И. Новиков, Львовы, Пр. Акинф. Демидов, купцы: Билибины и Сеземов и др. В 1773 г., во время пребывания в Петербурге Дидро, Левицкий написал его портрет;
Дидро, остававшийся всегда недовольным своими портретами, портрет работы Левицкого завещал своей дочери, — из чего можно заключить, что этим портретом он был доволен, во всяком случае, более, чем каким-либо другим.
В 1773—1776 гг. Левицкий выполнил знаменитую великолепную серию портретов первых воспитанниц, выпускаемых из Смольного монастыря; на этих превосходных картинах изображены: Е. И. Нелидова, кн. Хованская и Хрущова (вместе), Ржевская и кн. Давыдова (вместе), Алымова, Левшина, Борщова и Молчанова.
Портрет самого Левицкого исполнен Боровиковским в 1795 г. и Яковлевым в 1812 г. В. Горленко, "Русская живопись в XVIII в.". Тут же и список произведений Левицкого и многочисленные с них снимки. — "Русский Архив", 1802 г., кн. III. — Андреев, "Живопись и живописцы", стр. 483. — "Русские портреты XVIII и XIX ст." (изд. вел. кн. Николая Михайловича), вып. IV, № 105. {Половцов} Левицкий, Дмитрий Григорьевич — лучший из портретистов времен императрицы Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по всей вероятности, в Киеве. Начальные познания в рисовании получил от своего отца, занимавшегося гравированием картинок к духовным книгам, отдельных религиозных эстампов и академических тезисов, а потом учился в СПб. у Антропова и в новоучрежденной акд. худож., где его наставниками в живописи были Дж. Валериани и Лагрене.
Уже в 1762 г. пользовался некоторой известностью.
В 1769 г., за портреты адъюнкт-профессора Г. Козлова и его жены, признан назначенным в академики, а на следующий затем год, за портрет А. Ф. Кокоринова, возведен в академики.
С 1779 г. был преподавателем в портретном классе акд. худ. и, в этом качестве, имел влияние на развитие многих русских живописцев, между прочим П. И. Соколова, В. Боровиковского и Г. Угрюмова.
В 1780 г. стал заседать в академическом совете.
В 1788 г., по расстроенному здоровью, вышел в отставку, но в 1807 г. снова занял место в совете.
Огромный талант Л. высоко ценили его современники, как ценят и до сей поры любители искусства; он пользовался уважением Екатерины II, Павла I, Александра I, их приближенных и всего образованного общества, и постоянно был завален заказами; временем наибольшей его славы была Екатерининская эпоха, дух которой как нельзя лучше выражали его красивые, нередко парадные и всегда схожие портреты.
Кисть Л. необыкновенно сочна, нежна и тщательна, колорит жив и приятен, постановка фигур и подбор аксессуаров в его портретах живописны, особенно искусно воспроизводил он кружева, шелк, бархат и другие ткани. Из его произведений, рассеянных по имп. дворцам, музеям и аристократическим домам, более других известны: портрет Екатерины II, во весь рост, в виде законодательницы, приносящей свой покой в жертву для общего покоя (в Имп. публичной библиотеке, в СПб.), шесть портретов воспитанниц 1-го выпуска Смольного института (в большом петергофск. дворце), портреты Александра I в детстве, играющего с вел. кн. Константином Павловичем (в гатчинск. дворце), вел. княжны Александры Павловны (в Романовск. галерее Зимн. дворца), отца художника (в моск. публичн. муз.), купца Сезамова (там же), архитектора А. Ф. Кокоринова (в муз. акд. худ.), А. П. Протасовой (там же) и гр. П. А. Зубова (там же). Третьяковская галерея в Москве владеет 24-мя произведениями Л. А. С—в. {Брокгауз} Левицкий, Дмитрий Григорьевич совет. Имп. ак. худ., знаменитый портретист; р. 1735 г., † 1823 г. {Половцов}