Леванда Иоанн Васильевич
— протоиерей Киево-Софийского собора; сын бедного киевского сапожника Василия Сикачки, проповедник, род. в марте 1734 г., ум. 25 июня 1814 г. В 1748 г. он поступил в Киевскую академию; здесь он получил и свою новую фамилию, по одному преданию — потому, что поступил в академию по настоянию и на средства священника Иоанна Леванды, по другому преданию — фамилию Леванды дал ему ректор академии Самуил Миславский в знак того, что красноречие его так же приятно, как запах цветка, к тому же полезного во врачевании.
Из товарищей его по академии следует указать на трех наиболее известных и долговечных, а именно: Н. И. Бантыш-Каменского († 1814 г.), Феоктиста Мочульского, архиепископа Курского († 1818 г.) и Платона Любарского, архиепископа Екатеринославского († 1811 г.); с ними он состоял в переписке и под старость.
Леванда окончил полный курс академии в 1760 г. и в течение двух лет был в академии учителем низшего класса грамматики.
Уже в академии он обратил на себя внимание проповедями, произнесенными им в общих собраниях академических, а также и приветственными речами при встрече высокопоставленных особ, посещавших иногда академию; произносил он проповеди и в Киевских монастырях по назначению начальства; 28 сентября 1763 г. он был рукоположен Киевским митрополитом Арсением во священника Киево-Подольского Успенского собора, при котором прослужил более 20 лет. Свою проповедническую деятельность Леванда особенно усилил в ту эпоху, когда Киев был жертвою чумы (с 3 сентября 1770 года до весны 1772 года). Леванда обнаружил при этом и выдающуюся неустрашимость: в то время как многие в паническом ужасе бежали зараженных, он безбоязненно шел навстречу смерти, напутствовал больных и облегчал их словом утешения.
В 1779 году Леванда был назначен наместником "тогобочных заднепровских церквей, до Киево-Подольской протопопии принадлежащих". Нельзя не отметить, что в 1778 и следующих годах его посещал знаменитый Державин и "всегда возвращался от него с особенным удовольствием". В 1783 г., Леванда возведен был в сан протоиерея, а в 1786 г. назначен кафедральным протоиереем.
В 1787 г. императрица Екатерина II во время пребывания своего в Киеве собственноручно возложила на выдающегося проповедника осыпанный бриллиантами золотой крест, какой до этого времени имел только один духовник императрицы; затем повелела Леванде употреблять при богослужении палицу, которая до того времени составляла принадлежность только архиереев.
В 1796 году Леванда назначен был для осмотра благочиния в церквах присоединенного к России от Польши края и "для наставления тамошнего священства в их должности". В этом же году скончался митрополит Киевский Самуил Миславский, и Леванда "почтил своего владыку и благодетеля надгробным словом". В "Записках" Ф. Ф. Вигеля, бывшего тогда еще мальчиком, сохранилось об этом такое воспоминание: "Незадолго до смерти Екатерины угас сей светильник веры (т. е. Самуил).
Происходили похороны в Софийском соборе без всякой пышности, не было ни катафалка, ни балдахина; меня, как малолетнего, им любимого, поставили близ самого гроба, который низко стоял посреди церкви.
Я не спускал глаз с неподвижного лица, усопшего праведника, но что было со мной, когда знаменитый красноречием протоиерей Леванда, его возлюбленное чадо, приблизился ко гробу и начал произносить известную речь свою, которая начинается словами: “Пастырь успе, делатель винограда Христова от дел своих почил!” С прекрасной наружностью Леванда соединял звонкий и отменно приятный голос, и проповеди свои, которые и поныне могут служить образцами, говорил еще лучше, чем писал. В эту минуту он был очарователен, слезы текли ручьями из глаз его, и от рыданий он должен был по временам останавливаться.
Я никогда не забуду этого поразительного часа". Император Павел I, посетив в 1797 г. Киев, имел случай узнать Леванду и тоже оценить его как красноречивого оратора. 7 октября 1798 г. Леванда награжден был митрою наравне с членами Св. Синода из белого духовенства.
В 1801 г. он присутствовал на коронации императора Александра І и говорил речь императрице Марии Феодоровне.
Летом 1804 г. посетил Киев для осмотра древностей московский митрополит Платон, познакомился с Левандою и, по возвращении в Москву, написал ему любезное письмо и прислал подарок.
Материальное положение Леванды со времени назначения его кафедральным протоиереем было далеко необеспеченным: штатного жалованья 400 р. с. в год с незначительными доходами при большом семействе его (в 1778 году он имел восьмерых детей) было не особенно много, почему в феврале 1807 года Леванда обратился к государю с просьбою о пожаловании ему пенсии на службе, но вместо последней в 1809 году получил 1000 р. с. единовременного пособия. 12 декабря 1810 г. Леванда награжден был орденом св. Анны 1-й ст. при лестном рескрипте.
Князь И. М. Долгорукий так описывает впечатление, какое он вынес из личного знакомства с Левандою: "В храме Софийском есть кафедра; ее ли не назовем первою в нашей Российской церкви? Здесь Леванда проповедует.
Говоря о великих в Киеве, мысль представляет тотчас Леванду: какой выродок во днях наших! Потомки позавидуют такому современнику предков своих". 9 июля 1811 года "разразилась над Левандою и всем Киево-Подолом наглое и страшное несчастье": страшный пожар истребил Киево-Подол при засухе, ветре и пламенном вихре; церкви, монастыри и дома пали в огне и пепле, сгорел и дом Леванды.
Целую неделю он жил под открытым небом "на Оболонье" и шесть недель в саду и огороде своего знакомого под Кирилловском.
За пожаром последовала жестокая и опасная болезнь — последствие испытаний, перенесенных им во время пожара, а в 1812 году новый удар поразил Леванду: 23 апреля скончалась жена его, Евфимия.
За этим ударом немедленно последовал другой: того же апреля 25-го скончался в С.-Петербурге сын его, статский советник Александр, "оставивший сирот обоего пола кучу". Леванда прожил еще два года, но это было "медленное угасание, изредка прерывавшееся вспышками патриотизма" по случаю происходившей Отечественной войны. Эти патриотические чувства, волновавшие Леванду, выражены им в письмах к разным лицам. Скончался о. Леванда 25 июня 1814 года, 80-ти лет от роду, погребен 27-го июня в Киево-Софийском соборе, в Благовещенском приделе.
Нравственная личность протоиерея Леванды обрисовывается особенно в его письмах к друзьям и знакомым, а также в одном из писем Измайлова.
Один из биографов Леванды писал в 1872 году: "Около 60-ти лет прошло с того времени, как сошел Леванда с жизненного поприща, но слава его и любовь к нему еще живы между жителями Киева. Редкое семейство не имеет портрета Леванды и редко кто с восторгом не вспоминает о славном проповеднике". Портрет Леванды имеется в торжественном зале Киевской академии, другой в церковно-археологическом музее при той же академии.
В конце 60-х годов, когда нужно было в Киеве провести улицу мимо того места, где когда-то, еще до большого пожара 1811 г., стоял дом Леванды, улицу эту назвали "Левандовскою". Протоиерей Леванда, получивший от современников прозвание "Киевского Златоуста", не желал печатать своих поучений и при жизни его напечатано было лишь несколько его слов и речей. Но рукописные списки его поучений, нередко с автографов, делались весьма часто и целые рукописные сборники проповедей Леванды были распространены в большом количестве еще при жизни автора.
С одного из таких списков слова и речи протоиерея Леванды напечатаны были в первый раз Похорским в 1821 году в трех частях; но это издание сделано не с полного собрания поучений и изобилует многими опечатками и искажениями.
В это печатное издание не вошли даже некоторые речи, напечатанные ранее в "Сыне Отечества"; однако более полного и исправного издания слов и речей киевского проповедника до сих пор еще нет. Изредка появлялись то в одном, то в другом духовном журнале еще неизданные отдельные проповеди его — так они находятся между прочим в "Христ. Чтении" за 1832 г. и в "Киевских Епархиальных Ведомостях" за 1863 и 1864 гг. Профессора Киевской академии Ф. Терновский и С. Голубев поместили в "Трудах Киевской Академии" за 1878 год биографию Леванды и часть неизданных проповедей и писем его. Восемь слов и пятнадцать речей Леванды изданы в октябрьской книжке "Трудов Киевской духовной академии" за 1878 год; в этой же книжке сделана критическая оценка проповедей о. Леванды.
В октябрьской, ноябрьской и декабрьской книжках "Трудов Киевской академии" за тот же год изданы письма протоиерея Леванды, в количестве 474. После смерти Леванды не осталось никакого состояния, и дочери его была Высочайше пожалована пенсия в 600 руб. в год; почти единственное имущество, оставшееся после знаменитого проповедника, — библиотека в количестве до 600 томов — приобретена была для Киевской духовной академии. "Словарь писателей духовного чина", І. — Филарет, "Обзор русской литературы.
Русское проповедничество". — Аскоченский В., "Киев с его древнейшим училищем". — Остроумов Е., "Протоиерей Леванда" ("Христианское Чтение", 1872 г., сентябрь, 50—87). — "Протоиерей Леванда" ("Труды Киевской духовной академии" за 1878 г., август, октябрь-декабрь"). — "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1836 г., ч. XII. — Максимович, "Воспоминание о Леванде" ("Киевские Епархиальные Ведомости", 1869 г., № 10). — А. Титов, "Киево-Софийский протоиерей Иоанн Васильевич Леванда (1734—1814)" ("Чтения в Обществе Любителей духовного просвещения", 1911 г., сентябрь, 580—691). — Его же, Биографический очерк о Леванде в "Библиографических Записках" за 1892 год. — "Критико-Биографический Словарь" Венгерова, т. I, стр. 853. — Измайлов, "Путешествие в полуденную Россию в 1799 году", XXXI письмо.
Ант. Никольский. {Половцов} Леванда, Иоанн Васильевич — известный проповедник (1734—1814); образование получил в киевской духовной академии; был протоиереем Киево-Софийского собора.
Своими проповедями Л. обратил на себя внимание еще в академии; затем слава его, как проповедника, все возрастала, и ни один торжественный случай не обходился без речи Л. Все слышавшие Л. восторженно отзываются о его замечательном ораторском таланте.
Его проповеди, из которых сначала напечатано было только две-три, расходились в массе списков; такие рукописные сборники были даже у имп. Александра I и кн. А. Н. Голицына.
В настоящее время известно более 200 проповедей Л., но произнесено было их, наверное, вдвое больше.
Перечитывая их теперь, трудно понять, почему они доставили автору такую громкую известность.
Написаны они довольно оригинальным, изящным языком, изобилуют эффектными риторическими местами, но по содержанию не представляют собой ничего особенного.
Вопросов общественной жизни Л. в своих проповедях никогда не касался.
Разнохарактерные царствования Екатерины II, Павла I и Александра I отразились в проповедях Л. в самых бледных и неясных чертах.
Не видно также в его произведениях и глубокой богословской учености.
Причиной успеха проповедей Л. было, вероятно, искреннее воодушевление, с которым он их произносил.
Первое время, по примеру польских кознодеев, Л. любил пестрить свою проповедь анекдотами, рассказами о зверях, птицах и т. д., но позже начал облекать свои собеседования в легкую, живую, чисто русскую форму. Почитатели и почитательницы Л. часто делились с ним радостью и горем. Многочисленные письма Л., написанные в ответ на жалобы и запросы, дышат добродушием, теплотой.
Чуждый какого бы то ни было аскетизма, Л. учит не столько порывать связи с миром, сколько мириться с его несовершенствами, терпеливо переносить всякие невзгоды, "жить, как набежит", потому что "света для нас в новые формы не перельют". Ср. Ф. А. Терновский ("Труды Киевск.
Дух. Акд.", за 1874 г., №№ 8, 10, 11, 12 и отд.); "Слова и речи прот. И. Леванды", изд. Похорского (СПб., 1821, т. I, II и III); Филарет, "Обзор русской духовной литературы". В. Б. {Брокгауз}