Леонтьев Дмитрий Алексеевич
(р. 28.07.1960, Москва) — спец. по психол. личности, психол. искусства, теории и истории психол.; д-р психол. наук (докт. дисс — "Психология смысла". 1999).После окончания ф-та психол.
МГУ (1982) и до наст. времени работает на ф-те психол.
МГУ. Осн. задачи — построение общепсихол. концепции смысла, описание его форм и механизмов функционирования.
В своих иссл. Л. интегрирует идеи философов и психологов экзистенциализма с деятельностным подходом в отеч. психол.
Согласно последнему, смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъект с объектом действительности, под к-рыми Л. понимает соответственно индивида и его жизненный мир, причем человеч. личность рассматривается в качестве органа регуляции этих отношений.
Выделяя две наиболее общие характеристики смысла: контекстуальность (смысл определяется через отнесение к более общему контексту) и интенциональность (присутствие целевой направленности), Л. определяет смысл как "место и роль (назначение) в более общей структуре" ("Психология смысла". С.105). Однако вместе с тем Л. не видит возможности полностью охватить суть понятия смысла однозначной дефиницией, т. к. признает скрывающуюся за ним сложную смысловую реальность, принимающую разнообразные формы и нуждающуюся в описании и классификации.
Л. выделяет три аспекта смысла: онтологический, феноменологический (под этим термином Л. понимает личностный смысл, т. е. форму осознания индивидом его собственных жизненных смыслов) и деятелъностный (психол. субстрат смысла: неосознаваемые механизмы внутр. регуляции жизнедеятельности).
В качестве важнейшего понимается онтол. аспект, характеризующий место и роль носителя смысла в жизненном мире субъекта.
Его определяющая роль формулируется в виде принципа бытийного опосредования смысловых процессов.
Понятие смысла изучается в синхроническом и диахроническом планах.
В рамках синхронического подхода вводится классификация смысловых структур (эти структуры — личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, личная ценность) и обосновывается представление о динамической смысловой системе как единице структурной организации личности.
Динамическая смысловая система включает в себя ряд разноуровневых смысловых структур, функционирующих как единое целое. В русле диахронического подхода Л. описывает формы и механизмы динамических трансформаций смысла, индивидуальные особенности смысловой регуляции и ее нарушения при девиантном развитии.
В онтогенезе Л. обнаруживает несколько линий развития (иерархиза-цию, интеграцию и структурное усложнение; распространение осмысления за пределы наличной ситуации; прогрессирующее опосредование соц. ценностями и прогрессирующую рефлексию своих смысловых регуляторов).
Для понимания изменения смыслов Л. обращается к механизмам самодетерминации (свободы и ответственности), надстраивающимся над смысловой сферой и связанным с личностным здоровьем и зрелостью.
Л. исследует и систематизирует также на основании принципа бытийного опосредования смысловую реальность во вне- и межличностных формах существования, в том числе во взаимодействии индивида с культурой.
В теор. и экспериментальном иссл. взаимодействия искусства и личности Л. анализирует переходы смыслов и образов из объективированных в субъективированные формы существования и обратно.
Соч: Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психологии. 1989. № 3; Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. ж. 1992. № 2; Очерк психологии личности.
М., 1993, 1997; Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // ВФ. 1996, № 4; Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.
М., 1997; Введение в психологию искусства.
М., 1998; Психология смысла.
М., 1999; Психология свободы // Психол. ж. 2000. № 1; Выбор, Духовность, Мировоззрение, Ответственность, Потребность, Свобода, Смысл, Самореализация, Ценности, Юмор и др. статьи // Человек: философско-энциклопедический словарь.
М., 2000.