Ленский Дмитрий Тимофеевич
(Воробьев) — известный водевилист, переводчик Беранже и артист, родился в 1805 г. в семье зажиточного московского купца Тимофея Степановича Воробьева.
Предназначая своего сына для занятий по коммерческой части, он отдал его в 1813 г. в Московскую практическую академию коммерческих наук и затем в 1819 г., по окончании последней, определил на службу в контору одного английского банкира в Москве.
Деятельно принявшись за исполнение своих обязанностей, молодой Воробьев, по слабости своего здоровья и по совету врачей, вынужден был переменить род занятий.
В это время дела отца пошатнулись, так что Д. Т. должен был искать себе заработка на стороне.
Чувствуя еще с детства страсть к театральным подмосткам, он решил испробовать свои силы на этом поприще и 11-го апреля 1824 г. поступил на московскую сцену. Патриархальные взгляды отца и резко отрицательное его отношение к артистической деятельности и "ахтерам", заставили Д. Т. скрыться под псевдонимом Ленского.
До самого начала 30-х годов, однако, он оставался неизвестным для московской публики, и только когда начал выступать в ролях героев французских водевилей, переделанных им же на русские нравы, она посмотрела на молодого артиста другими глазами.
С первого же спектакля он сразу выдвинулся и с тех пор репутация умного и талантливого актера держалась за ним вплоть до самой смерти.
Хорошо зная французский язык и свободно владея русской речью, Ленский в продолжение с лишком тридцатилетней литературной деятельности перевел и переделал более семидесяти пьес, опер, водевилей и комедий.
В 1835 г. он выпустил четыре тома своих произведений под заглавием: "Оперы и водевили.
Перевод с французского Дмитрия Ленского" М. 1835—1836. Сюда вошло двадцать пьес, которые пользовались большим успехом у московской публики.
С 1839 г. произведения Ленского начали появляться и на страницах журналов.
Так в "Пантеоне" появился первый его труд: "Добрый гений", траг.-вод. в 3-х сутках (1840, № 12), затем: "Жена за столом, а муж под полом", вод. в 1 д., перев. с франц. яз. (в приложении на 1841 г., № 7); "Рад не рад, а делать нечего", вод. в 1 д. (прил. на 1850 г., № 7, т. ІV) и "Волчий рот, лисий хвост", ком.-вод. в 2-х д. (прил. на 1859 г., № 8, т. V). В журнале "Репертуар" Ленский поместил следующие свои труды: "Два купца и два отца", ком.-вод. в 1 д. (1839, № 7); "Влюбленный брат", драма-вод. в 1 д. (1839, № 8); "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка", вод. в 5 д. (1840, № 1); "Харьковский жених, или Дом на две улицы", вод. в 2-х д. (1840, № 5); "В людях ангел — не жена, дома с мужем сатана", вод. в 3-х д. (1841, № 7); "Пажи Басанпьера", вод. в 1 д. (1841, № 8); "Две кормилицы", фарс-вод. в 1 д. (1841, № 8); "Барская спесь и Анютины глазки", вод. в 1 д. (1842, № 7); "Фортункин, или Муж с места, другой на место", вод. в 1 д. (1842, № 10) и "Вот так пилюли — что в рот, то спасибо", ком. в 3-х д. (1842, № 10). Кроме этого, за период времени с 1828—1857 гг. Ленский выпустил отдельным изданием следующее: "Еще суматоха, или На свете все превратно", ком.-вод. в 1 д., с франц, М., 1828; "Сват невпопад", ком.-вод. в 1 д., М., 1828; "Честный вор", ком.-вод. в 1 д., М., 1829; "Невинный в вине, или Судейский приговор", вод. в 1 д., М., 1829; "Воспитанник любви, или Как он переменился", комедия в 4-х д., М., 1830; "Дедушка-жених", вод. в 1 д., М., 1830; "Господин слуга, или При случае", вод. в 1 д., М., 1830; "Прекрасный принц, или Небылица в лицах", вод. в 1 д., М., 1830; "Крестная маменька", вод. в 1 д., М., 1831; "Стряпчий под столом", вод. в 2 д., М., 1834, изд. 2-ое и 3-е — 1838 и 1839; "Дамский доктор", вод. в 1 д., СПб., 1836; "Мальчишка, или Урок богатым невестам", ком. в 2-х д., в стихах, М., 1837; "Скряги в тисках", опера-вод. в 1 д., М., 1837; "Жених нарасхват", шутка-вод. в 1 д., М., 1837; "Хоть тресни, а женись", ком. в 1 д., из Мольера (La mariage force), М., 1837; "Маскарад в летнем клубе", вод. в 1 д., М., 1838; "Мечты", ком. в 3-х д., М., 1838; "Дамский тайный советник", ком. в 1 д., М., 1838; "Три невидимки", ком.-вод. в 2-х д., М., 1850; "Минеральные воды", вод. в 1 д., М., 1850; "Простушка и воспитанная", вод. в 1 д., М., 1855 и "Громобой", большая фантастическая опера в 4 д., слова Ленского, муз. А. Верстовского, М., 1857; 2-е изд. —1865; 3-е — Киев, 1873. Однако это далеко не все произведения Ленского; по рассказам современников, всех его комедий, водевилей, опер и шуток насчитывалось не менее ста, но, к сожалению, многие из них затерялись либо среди журналов 30-х и 40-х годов, либо же совсем нигде в печати не появлялись.
Вообще сам автор слишком безразлично относился к своим трудам, подчас очень остроумным и занимательным, и несмотря на то, что все они, за исключением оперы "Громобой", представляют собою перевод или переделку с французского, по отзыву критиков, они из-под пера Ленского выходили лучше оригинала и удерживали иногда только одно содержание.
Таким образом передача русских нравов и вообще тех, по-видимому, мелочей, которые так характеризуют русского человека, целиком может быть вменено ему в заслугу.
За очень небольшим исключением, труды Ленского имели полный успех, а некоторые из них обошли все столичные и провинциальные подмостки, производя всюду фурор, и не снимаются с репертуара до настоящего времени.
К лучшим его трудам надо отнести оригинальную оперу "Громобой", затем "Барская спесь и Анютины глазки", "Лев Гурыч Синичкин", "Хороша и дурна" и т. д. и многие другие водевили, отдельные куплеты из которых сделались достоянием народных песенников.
Строгая критика, правда, обвиняла Ленского в том, что при переделке французских водевилей на русские нравы, автор иногда жертвовал правдою, вводя в наш быт типы, на Руси не существующие и хотя такое обвинение было небезосновательно, Ленский заслуживает полного снисхождения, т. к. многие его труды не были закончены в полном смысле этого слова, а были приготовлены "к сроку", к бенефису того или другого товарища.
Не меньшим успехом пользовались и стихотворения Ленского, главным образом переводы из Беранже.
На них обратил свое внимание даже А. С. Пушкин, поощрявший молодого человека продолжать свои опыты и пророча ему громкую известность.
Всех стихотворений Ленского насчитывают до 20-ти и как лучшие по звучности стиха и близости к оригиналу надо отметить: "Мой старый фрак", "Ты и Вы", "Гадальщица", "Нищая" и др. Известны еще оригинальные поэтические произведения Д. Т. в виде шуток, эпиграмм, посланий и др. стихотворений, посвященных тому или другому лицу или событию.
Многие из этих стихотворений были собраны И. Ф. Горбуновым и П. П. Каратыгиным и помещены в "Русской Старине" за 1880 г. в томе XXIX. Здесь же приложена и переписка Ленского с Каратыгиным, Леонидовым и др. товарищами.
Из всевозможных воспоминаний и заметок о Дмитрии Тимофеевиче можно заключить, что он считался лучшим товарищем, остроумным собеседником и вообще добрым человеком.
К искусству он относился очень серьезно и вдумчиво, много трудился над созданием роли и вообще в этом смысле может быть поставлен в ряды лучших наших актеров.
Особенно хорош он был в роли Фигаро, в которой его сравнивали с неподражаемым Сабуровым или Сосницким.
В 1853 году Ленский гастролировал в СПб. и выступал здесь в роли Хлестакова, Разгулина ("Отец каких мало") и Камельского ("Жена каких много"). Как многие талантливые люди, Ленский отличался и странностями, напр., гордясь профессией артиста, он совершенно не признавал деятельности писателя.
Необычайно остроумный и веселый, по временам он впадал в меланхолию, был груб и резок. Умер он 9 декабря 1860 г. в Москве, где и похоронен.
Спустя 14 лет вышли в свет его произведения под заглавием: "Театр Д. Т. Ленского" (СПб. 1874), куда вошли, однако, не все его труды. "Древняя и Новая Россия", 1879, № 5. — Барсуков, "Жизнь и труды Погодина", т. XII, стр. 465. — "Русская Старина", 1880, стр. 296—337, 348, 446—452, 795; 1888 г., т. 58, стр. 221, 222, 245, 246, 258. — "Исторический Вестник" 1884, т. 18, стр. 392—395; 1890, т. 40, стр. 148; 1891, т. 46, стр. 87—88; 1892, т. 48, стр. 684—686; 1893, т. 54, стр. 705; 1894, т. 57, стр. 452; 1896, т. 64, стр. 111, 472, 475, 482. — "Русский Архив", 1873, № 10, стр. 2055—2056, 2065—2066; 1899, кн. І, стр. 145, кн. III, стр. 174, 175. — Гербель, "Русские водевилисты". — Геннади, "Справочный словарь русских писателей", т. II, стр. 230—232. — Мазаев, "Старый водевилист". — Арапов, Драматический альбом.
А. Ельницкий. {Половцов} Ленский, Дмитрий Тимофеевич (1805—1860) — известный водевилист (настоящая фамилия его — Воробьев); род. в Москве, в купеческой семье; окончил курс московской практической академии коммерческих наук, занимался в конторе англичанина-негоцианта, потом был актером, довольно посредственным.
В его водевилях, переведенных с франц. или переделанных на русские нравы, наиболее интересны блещущие веселостью и остроумием куплеты (см. Водевиль).
Л. обладал большой способностью в версификации и импровизации, как об этом свидетельствуют его многочисленные письма и записочки, собранные в "Русск. Старине" (1880, т. XXIX); он удачно переводил Беранже (в особенности стихотвор. "Мой старый фрак", "Нищая", "Гадальщица", "Ты и вы"). Единственной вполне оригинальной пьесой Л. можно назвать либретто оперы "Громобой" (музыка Верстовского).
Собрание водевилей Л. издано дважды: "Оперы и водевили" и "Театр Д. Т. Ленского" (СПб., 1874). О Л. ср. ст. Гербеля в "Древней и Новой России" (1879, № 5) и Мазаева в "Историческом Вестнике" (1894, № 8). {Брокгауз} Ленский, Дмитрий Тимофеевич артист Московск. театра, автор и переводч. с француз. опер, комедий и веселых водевилей, р. 1805 г., † 9 декабря 1860 г. {Половцов} Ленский, Дмитрий Тимофеевич [1805—1860] — русский водевилист.
Выходец из купеческой семьи. Средний актер, Л. выдвинулся и создал себе имя многочисленными водевилями, представлявшими гл. образом переделку иностранного (преимущественно французского) материала, приспособляемого к "русским нравам". Перу Л. принадлежат также многочисленные переводы комедий Скриба и несколько переводов Мольера.
Наряду с Григорьевым, Каратыгиным, Ф. Кони и др. Л. ориентировался на широкого зрителя 30-х гг. — мелких чиновников, купечество, зажиточное мещанство и т. п. Именно этому непритязательному зрителю Александрийского и Малого театров нравилась водевильная издевка Л. над семейным бытом буржуазии ("Жених нарасхват", "Две кормилицы", "В людях ангел — не жена, дома с мужем — сатана", "Жена за столом, а муж под столом" и мн. др.). Из водевилей Л. наиболее прочно удержались в репертуаре "Простушка и воспитанная" и особенно "Лев Гурыч Синичкин" (переделка французской пьесы "Отец дебютантки"), возобновленный в последние годы московским театром им. Вахтангова.
В последнем ярко развернуто противопоставление пустых и легкомысленных прожигателей жизни (граф Зефиров) бедной, но добродетельной дочери "костромского благородного отца" — Синичкиной, пробивающей себе через многочисленные преграды дорогу к искусству.
Кроме того Л. писал оперные либретто, в том числе либретто оперы "Громобой" на музыку Верстовского.
Популярны также были его переводы песен Беранже.
Библиография: I. Оперы и водевили, переведенные с французского, 4 тт., М., 1835—1836; Театр Ленского, 6 тт., СПб, 1874. II. Горбунов И. Ф. и Каратыгин П. А., Дм. Тим. Ленский.
Очерк его артистической и литературной деятельности.
Письма, стихотворения, эпиграммы, "Русская старина", 1880, X, стр. 309—337, 446—452; Mазаев М., Старый водевилист, "Исторический вестник", 1894, IV; Воспоминания Каратыгина, перепеч. в его "Записках", новое изд., Л., 1929. См. также литературу к ст. "Водевиль". III. Геннади Гр., Справочный словарь о русских писателях и ученых, т. II, Берлин, 1880; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, Петроград, 1914. Э. Б—н. {Лит. энц.}