Ленский Александр Павлович
— драматический артист, в 1876 г. вступил в труппу московского Малого театра; одно время играл в Петербурге.
Лучшие роли его — Чацкий, Дон-Жуан (в мольеровском "Дон-Жуане"), Петруччио (в "Укрощении строптивой" Шекспира).
В последнее время переходит на роли резонеров и комиков, как напр. Фамусова, Лыняева в ком. "Волки и овцы" и пр. Д. занимается также скульптурой и очень искусно гримируется.
В журнале "Артист" Л. напечатал несколько статей; между прочим о гриме. {Брокгауз} Ленский, Александр Павлович (Ленский — сцен. псевд.; наст. фам. Вервициотти) [1 (13).10.1847, Кишинев — 13(26).10.1908, Москва] — арт. драмы, оперетты и оперы (тенор), режиссер, педагог.
Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и О. Вер-вициотти.
С 1858 (после смерти родителей) жил 0 семье актера Малого т-ра К. Н. Полтавцева.
В 1865 дебютировал во Владимире в т-ре под рук. A. Читау-Огаревой.
До 1876 выступал на драм. сценах в Н. Новгороде, Самаре, Казани, Новочеркасске, Тифлисе, Одессе.
Обладая выдающими вокальными данными, сыграл в юношеские годы много ролей с пением в водевилях, опереттах (в т. ч. в роли Орфея — "Орфей и Эврика" Ж. Оффенбаха) и операх (в т. ч. в партии Всеслава — "Аскольдова могила"). В 1876—1908 арт. моск. Малого т-ра (с 1907 гл. режиссер т-ра). В число своих постановок постоянно включал пьесы с музыкой рус. и западных композиторов — "Снегурочка" А. Островского с музыкой П. Чайковского, "Сон в летнюю ночь" У. Шекспира с музыкой Ф. Мендельсона (1899), а также трагедии "Эгмонд" Гете с музыкой Л. Бетховена (1888, 1899) и "Царь Борис" А. Толстого с музыкой B. Калинникова (1899). Как режиссер и педагог помогал певцам в работе над партиями — П. Хохлову (готовил с ним партии Демона — "Демон" A. Рубинштейна, Троекурова, Онегина), Л. Донскому, С. Трезвинскому.
Лит.: А. П. Ленский: Статьи.
Письма. Записки. — 2-е изд. — М., 1950; Глумов А. Музыка в русском драматическом театре: Исторические очерки. — М., 1955. С. 328—333.